Визуальный метод

Визуальная оценка пищевых продуктов подразумевает оценку внешнего вида, цвета, блеска, прозрачности, формы. Такая оценка является одной из наиболее распространенных и доступных в торговле. Она широко используется как экспертами, так и работниками торговли, покупателями.

Внешний вид общее зрительное впечатление или совокупность видимых параметров продукта, оценивается при его осмотре на основе возникающих зрительных ощущений. Данный вид является комплексным показателем, который включает форму, цвет (окраску), состояние поверхности, целостность и определяется визуально. С помощью зрения человек получает наибольшую информацию (70% 80 %).

Цвет является важным показателем качества продукта, связанным с его химическим составом, внутренним строением и часто с физическим состоянием. По цвету часто можно судить о свежести пищевых продуктов. Характер цвета продукции зависит также от процесса производства и вида сырья.

Для характеристики воспринимаемого цвета используют термины «цветовой тон», «насыщенность», «яркость» или «светлота». Цветовой тон, или оттенок, определяется длиной волны видимой части спектра; н асыщенность, или чистота цвета, описывается терминами «слабый», «сильный», «бледный» и др., а яркость цвета характеризуется терминами «темный», «светлый», при этом имеется в виду его густота, не меняющая оттенка. Яркость это степень выраженности светлого или темного оттенка цвета по сравнению с нейтральным серым. Различают также понятия «однородность цвета» или «однородность цветового оттенка». Цвет и его оттенки, насыщенность и яркость зависят от яркости освещения, поверхности объекта, которая может быть блестящей, гладкой, глянцевой, ровной, пористой, тусклой, матовой, шероховатой, что приводит к равномерному или неравномерному отражению световых лучей поверхностью продукта. Также следует учитывать явление цветового контраста, которое заключается в том, что любой цвет на фоне более темных тонов светлеет, на фоне более светлых – темнеет. Важно, чтобы при сравнении цвета продукта с эталонами фон был одинаков.

При оценке цвета необходимо учитывать индивидуальные особенности испытателей, их ассоциативные связи восприятия окраски с продуктом. На восприятие цвета влияют и определенные зрительные ассоциации, основанные на прежнем опыте оценки данного продукта. При несоответствии цвета общепринятому эталону возникает предубеждение против продукта. Например, появление темно-вишневого цвета у мяса вследствие взаимодействия миоглобина с углекислотой вызывает у потребителя сомнение в свежести продукта.

Не менее важны такие индивидуальные особенности испытателей, как острота зрения, зрительная память и опыт, наблюдательность. Последняя позволяет уловить малозаметные, но важные для оценки оттенки цвета, его насыщенности и т.д.

При оценке цвета освещенность продукта должна быть умеренная (15--200 люкс). Слишком яркий свет вызывает повышенную утомляемость глаз. Если недостаточная освещенность – меняется чувствительность глаз к различным цветам. Утомляемость зависит и от расстояния между продуктом и глазами. Оптимальное расстояние до объекта 25 30 см.

При определении цвета часто используют эталоны, имеющие цвет свойственный данному продукту или его определенному сорту.

Блеск способность продукта отражать большую часть лучей, пада­ющих на поверхность, в зависимости от гладкости.

Прозрачность характеристика продукта, зависящая от степени пропускания световых лучей через данный продукт без искажения.

Форма соединение геометрических пропорций продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: