Процесс управления себестоимостью можно подразделить на четыре стадии:
1. учет затрат на производство и реализацию (сбор, осмысление, идентификация, предварительная обработка и передача данных) и анализ себестоимости (сопоставление с нормативными и плановыми данными, выявление отклонений и причин их возникновения и т.д.);
2. планирование себестоимости (принятие решений) на следующий год;
3. разработка мероприятий по оптимизации затрат;
4. разработка оптимального плана по себестоимости с учетом принятия управленческих решений и его реализация (предвидение конкретных условий осуществления управленческого решения и передача обратной связи, реализация решения).
Главная роль в процессе принятия управленческого решения принадлежит формированию учетной информации о затратах на производство и реализацию продукции. В РФ учетная информация на предприятиях крайне громоздка, неэффективна и далеко не полностью отвечает потребностям управления. Наш учет в основном ориентировании на отчетность, позволяющих определить только тенденцию и динамику показателей и не раскрывающую ни непроизводительных расходов, ни резервов производства. При этом существуют различия финансового и управленческого учета, являющихся подсистемами бухгалтерского учета.
|
|
Бухгалтерский учет – это основная информационная система предприятия, предназначенная как для внутренних, так и для внешних пользователей.
Составление внешних отчетов относится к сфере финансового учета, предоставляющего данные согласно законодательству и стандартам для акционеров, кредиторов, внешних пользователей. Он отражает результаты уже совершенных действий и по своей сути имеет «исторический» характер.
Управленческий учет обеспечивает информацией стратегическое и тактическое, экономическое и технологическое, инновационное и структурное управление, позволяя решить проблемы, связанные как с внутренним, так и внешним управлением, и включает в себя планирование, отражение фактических данных в аналитическом и синтетическом учете и отчетности, контроль и анализ исполнения бюджетов, подготовку информации для ситуационных управленческих решений.
Организация управленческого учета – основа планирования себестоимости с целью дальнейшего принятия решений по ее оптимизации.
Существует два метода управления расходами (затратами) предприятия:
1. метод, основанный на определении критического объема продаж (нахождение точки безубыточности);
2. метод покрытия затрат по продуктам.
Оба метода основаны на делении затрат на постоянные и переменные.
Первый метод позволяет оптимизировать затраты по предприятию в целом. Второй метод позволяет определить выгодность производства и реализации отдельных продуктов и услуг.
|
|
С помощью такого деления можно спрогнозировать, при каком объеме продаж предприятие покроет издержки и начнет получать прибыль, т. е. найти «точку безубыточности» (Break-Even-Point). Это можно сделать как графически, так и с помощью формулы.
В качестве графического решения предлагается пример на рис.
| |||
(руб.)
|
Переменные затраты
|
|
Рис. График нахождения «точки безубыточности»
Определить точку «ВЕР» можно по следующей формуле:
С помощью анализа представленных выше данных можно управлять ценой нового продукта, «критическим» объемом выпуска и реализации продукта, рассматривать возможности повышения издержек на заработную плату (сдельную и повременную) и т. п.
Задача менеджеров гораздо сложнее, а именно, как управлять затратами по отдельным продуктам. Это необходимо знать любому предприятию в условиях рыночной экономики, так как производимые предприятием продукты должны быть конкурентоспособны, а значит приносить достаточно прибыли для своего воспроизводства. Если предприятие производит продукты, выручка от которых не покрывает издержек на их производство, значит нужно пересмотреть ассортиментную и инвестиционную политику предприятия.
Рассмотрим метод «покрытия затрат» по продуктам (табл.).
Таблица