Место словообразования в школьном курсе русского языка. Содержание раздела. Задачи и цели преподавания словообразования

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает образование слов и словообразовательные связи между словами.

Словообразование изучается в школе поэтапно: почти в самом начале курса 5 класса школьники получают представление об общих понятиях, связанных с осмыслением механизма образования слов в русском языке; затем по мере усвоения морфологии учащиеся знакомятся со спецификой образования слов различных частей речи.

Задачи изучения раздела в курсе 5 класса: расширять знания учащихся о значении и роли морфем, обращая особое внимание на те из них, семантика которых на совпадает в русском и белорусском языках (приставки в-, у-, воз, при-, про-, со-, о-); формировать понятие об исходных единицах словообразовательного процесса, открывать перед школьниками многообразие способов образования слов, показывая решающую роль словообразовательных процессов в пополнении словарного запаса языка и раскрывая специфику словопроизводства в системе именных частей речи и глагола; продолжать совершенствовать орфографические навыки, основывающиеся на понимании морфемного состава слова.

Изучение словообразования способствует: а) осмысленному обогащению учащимися собственного словарного запаса, так как знание строения слова и понимание значения составляющих его элементов обеспечивает понимание значения слова в целом; б) осознанию стилистической окраски служебных морфем (воин – вояка, лётчик – летун, чтение – читка, старик – старец – старикашка).

В школьном курсе словообразования работа организуется по трём группам понятий: 1) понятиями, связанными со структурой слова; 2) понятиями, связанными с механизмом образования слов; 3) понятиями, связанными со словообразовательным и морфемным анализом слов.

К первой группе относятся значимые части слова: морфема, морфема словообразовательная и словоизменительная (в отличие от вузВУЗа, где есть термин формообразовательная); основа слова, окончание; корень, приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема.

Ко второй группе относятся непроизводное слово, производное слово, производящая часть (производящее слово, производящая основа), словообразовательное средство; способы образования слов: приставочно-суффиксальный, постфиксальный, переход слов из одной части речи в другую, сложение, сложение основы и целого слова, сложение в сочетании с суффиксацией, слияние нескольких слов, сложение сокращённых основ, нулевая суффиксация.

К третьей группе относятся такие понятия, как словообразовательный разбор слова, разбор слова по составу (морфемный).

Часть понятий первой группы, а также разбор слова по составу изучается в начальной школе, повторяются в курсе 4 класса при изучении орфографии как системы единообразных написаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: