Понятно, что правило, даже хорошо выученное, само по себе не приводит к грамотному письму; правило должно быть осознано путём длительных упражнений, когда вырабатывается устойчивый навык употребления, пользования правилом.
При работе по орфографии методисты рекомендуют применять выполнение подготовительных упражнений, чтобы актуализировать знания и подготовить учеников к восприятию нового материала. Так, чтобы подготовить учеников к восприятию правила о правописании гласных в суффиксах – ек и – ик, нужно просклонять существительные и в процессе наблюдения обнаружить изменения, происходящие в суффиксах при склонении: веноч ек – вено чк а, ключ ик – ключ ик а.
Работа непосредственно над правилом также включает определённые грамматико-орфографические упражнения: прочитайте данные слова и назовите в них орфограммы; назовите (подчеркните) примеры, в которых орфограммы находятся между словами; прочитайте орфографическое правило и определите орфограмму.
Овладению механизмом сознательного письма способствуют иллюстративные упражнения (разбор по составу, орфографический разбор, подбор примеров на определённое правило и т.д.)
|
|
К упражнениям, совмещающим в себе орфографические цели и цели развития речи, относится вид диктанта, во время которого диктуется только часть фразы, а начало или её конец придумываются учениками самостоятельно.
Ряд таких упражнений тесно связан с лексическими упражнениями:
а)подбор однокоренных слов: например, развивался – вить, виться, развевался – веять, веялка и т п.;
б) замена одних слов другими (синонимами);
в)подбор слов для сопоставления (например, слов с противоположным значением, которые по своим орфографическим данным отвечают определённым условиям);
г)замена причастных оборотов одним словом на определённое правило.
Очень способствует выработке орфографических навыков работа с орфографическим словарём. Поиск нужного слова заставляет вглядываться в зрительный образ ряда других слов (и запоминать их!).
Можно предлагать детям ряд нетрадиционных заданий. Например, одним из эффективных упражнений является запись под диктовку слов, в которых дети часто делают ошибки. Для этого у ребят должны быть списки таких слов, и перед диктантом нужно, чтобы ученики прочитали данные слова, всмотрелись в их написание, подумали об их морфемном составе, вспомнили правило и т.д. Затем тетради со списками закрываются, и дети пишут слова под диктовку.
Такое задание можно сопроводить дополнительными указаниями: «Обозначьте морфемы в записанных словах», «Обозначьте приставки в записанных словах».
|
|
Если для записи даются предложно-падежные сочетания слов, ученики могут подчеркнуть предлоги и обозначить окончания. Этого типа задания позволяют связать некоторые предлоги с окончаниями существительных (предлог из требует от существительных окончания –и: из деревни, из комнатки, из басни, из песни; предлог в употребляется с двумя падежами: винительным (в комнату, в лагерь, в озеро, в помощь) и предложным (в комнате, в лагере, в озере, в помощи). Словоформы с винительным падежом не вызывают ошибок, а с предложным – являются сложными для написания.
Тренировочные упражнения, основанные на применении правил, требующие определения типа склонения и падежа существительных, можно дополнить заданиями, выполнение которых укрепит зрительный образ словоформы в + сущ. в вин пад. Можно тренировать зрительную память написанием предложно-падежных форм существительных разных склонений, а затем дать обобщающее упражнение, дифференцирующее написания окончаний 1 – 2-го и 3-го склонений.
Задание:
Впишите безударные окончания в словоформы, построенные по схеме в + сущ. в вин пад. 1 склонения. Подчеркните предлоги и обозначьте окончания. Образец: в песне.
В комнат…, в избушк…, в деревн…, в конюшн…, в яблон…, в невол…, в сторожк….
Такие же задания на другие склонения.
Можно давать задания в игровой форме. Например, «из букв, входящих в слово повествование, составьте существительные в начальной форме. Кто больше?». Эти задания имеют игровой характер и требуют внимания к орфографии, к буквенному составу слов. Можно предложить выделить морфемы в исходном и составленных словах.
Для обогащения словаря школьников, их общего развития, внимания к буквенному составу полезны разнообразные кроссворды.
Полезны и задания следующего типа:
1.Запишите слова с двумя л: кто больше?
Балл, галл (француз), коралл, металл, кристалл, хлорофилл, атолл, холл, Алла, каравелла, новелла, капелла, горилла, бацилла, булла, мулла, миллион, миллиард, миллионер, аллея и др.
Такие же задания можно давать с написанием других букв. Большинство слов в задании будут заимствованными, и написание их следует запоминать. Такие упражнения тренируют зрительную память.