Структура русской орфографии. Понятие орфограммы. Типы орфограмм

По определению Веры Фёдоровны Ивановой «Орфография – это:

1)исторически сложившаяся система написания, которую принимает и которой пользуется общество;

2)правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;

3)соблюдение принятых правил;

4)часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариативность).

Русская орфография состоит из четырёх разделов: изображение звуков буквами; употребление больших буквы; дефисные, слитные и раздельные написания; перенос слов. Некоторые методисты выделяют ещё пятый раздел – правила графического сокращения слов. Такие части орфографии не всегда выделялись однозначно.

Центральным разделом орфографии является первый раздел: в зависимости от того, на какой основе строится обозначение звукового состава слов, говорят о принципе той или иной орфографической системы. Передача звуков буквами опирается на морфологический, фонематический, фонемный, морфолого-фонематический принцип написания слов. В учебнике 5 класса, с которым работают в школе сегодня, этот принцип определяется как фонемный.

До недавнего времени этот принцип определялся именного как морфологический и заключался в единообразном оформлении морфемы, независимо от того, как она произносится (т.е. по фонемному составу).Под морфемой в данном определении подразумевался только корень. Т.е. принцип регламентировал написание проверяемых корней. В настоящее время этот принцип формулируется через понятие фонемы (мы говорили, что в 5 классе введено это понятие). В слабой позиции в одной и той же морфеме пишется та же фонема, что и в сильной позиции: косьба – косы. Чтобы правильно написать слово нужно поставить фонему в проверяемой морфеме в сильную позицию: отбил – отогнал. По этому принципу определяется написание всех частей слова, которые возможно проверить, т.е. фонему поставить в сильную позицию: описать – опись, палка – доска, духом – носком. Вы видите, что несмотря на то, что на первое место выдвигается понятие фонемы, имеет значение в какой морфеме проверяется написание. В связи с этим принцип называют также морфолого-фонематическим.

Второй принцип названного раздела – это фонетический принцип, по которому написания соответствуют произношению: разбить, распилить. Для этого принципа характерно сопоставление звука с его фонетическим окружением. Согласно произношению пишутся приставки на з-/с-, гласные в приставках раз-/рас и роз-/рос-; ы после приставок на согласную и др.

Наконец, многие написания, унаследованные от прошлых эпох, относятся к традиционному принципу. По традиции пишутся непроверяемые слова: кавычки, собака; корни с чередующимися гласными; заимствованные слова: дилетант; г в окончаниях род.пад. ед.ч. прилагательных муж. и ср. рода, местоимений и порядковых числительных.

В разделе орфографии, посвящённом употреблению больших букв, сложился принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени, учитывая наличие в номинативном фонде русского языка собственных и нарицательных имён.

При определении слитных, раздельных и дефисных написаний учитывается структура слова, принадлежащего к определённой части речи, его синтаксическая позиция в словосочетании и предложении, т.е. принцип сопоставления семантики слова и структуры слова; сопоставления части речи и члена предложения.

При переносе слов со строки на строку методика опирается на принцип наблюдения над слоговым составом слова.

Каждый из разделов предполагает в первую очередь ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом, т.е. центральным понятием орфографии является понятие орфограммы. В учебниках 5 класса (нынешнем и том, что действовал в прошлом году) понятие орфограммы отсутствует. Но мы с вами по традиции обращаемся к нему. Общепринятого определения орфограммы пока нет. В определениях её подчёркивается то ситуация выбора, характерная для орфограммы, то сам результат.

Л.Б.Селезнёва даёт следующее определение орфограммы (Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. М., 1980. С.4): «С точки зрения орфографической системы языка, орфограмма – определённое, готовое решение орфографической задачи…, с точки зрения пишущего, орфограмма – это всегда задача, он должен найти «способ изображения на письме данного фономорфологического явления языка», пользуясь правилами правописания.

Вера Фёдоровна Иванова определяет орфограмму (от греч. orthos – правильный и gramma – буква) – правильное (соответствующее правилам или традиции) написание, которое выбирается из ряда возможных. Орфограмма это написание, выбранное или ёще искомое, в том случае, где пишущему предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука (фонемы). Орфограммой является не только буква, выбираемая из ряда возможных. Типы орфограмм это: орфограмма-буква (р а стение), орфограмма пробел (влесу), орфограмма-дефис (кое - что). Орфограммой может быть также место переноса, объём сокращения слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: