Принципы методики пунктуации и принципы русской пунктуации

Русскую пунктуацию характеризуют с разных сторон в зависимости от того, какая её сторона принимается за главную. В связи с этим выделяют следующие принципы русской пунктуации:

1. Логический или смысловой принцип связывают с именем Ф.И.Буслаева, который писал, что»знаки препинания имеют двоякое назначение: 1)способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой и 2) выражают отношение к слушающему» (О преподавании русского языка. – М., 1992). Этот принцип развивали С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро, А.Ф.Ломизов и другие.

2. Синтаксический (грамматический) принцип развил Я.К.Грот, писавший о том, что с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между членами предложений». Данный принцип поддерживал А.И.Гвоздев, а в настоящее время Г.И.Блинов, Н.С.Валгина и др.

3. Интонационный принцип выдвинул Л.В.Щерба, писавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию. Этот принцип развивали А.М.Пешковский, Л.А.Булаховский, Г.П.Фирсов и другие.

В 70-е годы учёные пришли к выводу, что пунктуация строится не на одном из названных принципов, а на их совокупности. Например, А.В.Текучёв называет семантико-грамматический принцип, как принцип перекрещивающийся.

Во время письма пишущему приходится определять место знака препинания и выбирать необходимый знак препинания. Ни интонационный, ни логический принципы достоверно не могут определить место знака препинания. Это может решить только грамматический принцип (сколько основ в предложении, сколько частей и т.д.). Смысловой и интонационный принципы могут помочь только в выборе самого знака (например,!).

В связи с названными принципами русской пунктуации находятся принципы методики пунктуации: наблюдение над значением, строением и звучанием предложения.

Наблюдение над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Знаками препинания выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие самостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значение. Первое – это и есть само предложение целиком. Второе существует в рамках предложения. Это те дополнительные значения, которые вносятся вводными конструкциями, уточнениями, модальными словами, логико-предметные отношения между предикативными элементами в сложном предложении, прямая передача чужой речи.

Дополнительная информация на письме связана со знаками препинания, поэтому необходимы наблюдения над значением предложения, поиск дополнительной полупредикативной информации. Семантический анализ проводится следующим образом: главная информация отделяется от дополнительной (можно включить или выключить из предложения дополнительную информацию); определяется вид дополнительной информации.

Наблюдение над структурой предложения. Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, грамматически оформлены. Одни из них могут составлять грамматическую предикативную основу предложения, другие являются нерпредикативными членами предложения (однородные члены, обособленные и т.д.).

Для решения задачи наблюдения над структурой предложения нужно найти грамматическую основу (или основ); обнаружить смысловые отрезки, осложняющие предложение; определить их разновидности (однородность, обособленность, нечленство в предложении).

Наблюдение над ритмомелодикой предложения. Во время письма школьники наблюдает за интонацией предложения. Это помогает им выбрать необходимый знак препинания. Дети должны знать, что разные информативные единицы имеют разную интонацию (интонация простого предложения, интонация включений в простое предложение и т.д.). Интонационный анализ проводится путём следующих действий: определение вида интонации; определение характера выявленного вида интонации (например, восклицательная – в простом предложении и т.д.).

Принципы методики пунктуации действуют одновременно, дополняя друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: