Принципы методики развития речи

Основными принципами методики развития речи учащихся являются: единство развития речи и мышления; взаимосвязь в развитии устной и письменной речи; связь работы по развитию речи с изучением грамматики, орфографии, пунктуации и занятиями по литературе; стилистическая направленность в работе по развитию речи.

Принцип единства развития речи и мышления учащихся опирается на положение о связи языка и мышления. Без языка нет мышления, а каждая мысль получает языковое оформление. Значит, развивать речь отдельно от мышления невозможно.

Готовясь к работе по развитию речи, важно отобрать материал и так сформулировать задания и вопросы, чтобы они требовали обоснования правильности выполненного задания, чёткой формулировки выводов, т.е. активной мыслительной деятельности и точного языкового оформления ответа.

Принцип взаимосвязи и развития устной и письменной речи обусловлен тем, что устная и письменная речь – это две формы процесса общения людей посредством языка, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

Принцип связи работы по развитию речи с изучением грамматики, орфографии, пунктуации и занятиями по литературе обусловлен спецификой, наличием связи между ними и местом в курсе русского языка. Чтобы овладеть навыками устной и письменной речи, нужны систематические упражнения, направленные на обогащение словарного запаса, приобретения навыков правильного и целесообразного использования в речи разнообразных грамматических форм и конструкций, связное изложение прочитанного, услышанного и увиденного и др. Такие упражнения проводятся на уроках русского языка, литературы и на специальных уроках по развитию речи.

Основное место в курсе русского языка занимает грамматика. Усвоение орфографии, опирающейся на морфологические основания, и пунктуации осуществляется в процессе изучения курса морфологии и синтаксиса. Связь между названными курсами хорошо осуществляется посредством словарей: этимологического, толкового, фразеологического и других.

Необходимость осуществления принципа стилистической направленности в работе по развитию речи стала очевидной лишь на современном этапе развития методики. Дело в том, что стилистика неотделима от грамматики, лексики и фразеологии. Например, в морфологии решаются вопросы о функциях и сферах употребления вариантных форм склонения и спряжения, а также степеней сравнения. Из области лексики и фразеологии к стилистике относится учение о лексических синонимах, экспрессивных оттенках фразеологических единиц и др. Школьники должны понимать, что определённый стиль речи выражается разными языковыми средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: