Методы развития речи

При работе по развитию речи используются различные методы. Так при работе по обогащению грамматического строя речи используются упражнения на построение определённых словосочетаний, предложений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами (конструирование).

Так, при изучении антонимов предлагается составить сложное предложение с союзом а, выражающим противопоставление (Лиса умная, хитрая, а волк глупый). При изучении вопросительных и относительных местоимений ученики конструируют вопросительные предложения, а также сложные предложения с местоимениями что, который и др.

Среди этих предложений можно выделить конструирование предложений, словосочетаний:

-по данному образцу. Например, при изучении причастного оборота ученики составляют предложения по образцу: Существительное – часть речи, обозначающая предмет…;

-по заданной модели. Например, предлагается составить словосочетание по типу «сущ. + сущ.» (именное словосочетание) или составить безличное предложение со сказуемым безличным глаголом, составить безличное предложение со сказуемым наречием и т.д.;

-по графической схеме. Например, составляется предложение по схеме

(повествовательное предложение с одним главным членом сказуемым и дополнением).

При составлении определённых конструкций можно указывать тему, на которую должны быть предложения (например, «Наступление утра», «Сумерки» и др.).

К упражнениям на конструирование относятся упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля. Эти упражнения могут проводиться как редактирование (правка) текста. Например, по предложению В связи с тем, что мы приехали к бабушке поздно-поздно можно предложить редакторскую работу по сопоставлению различных средств выражения причинно-следственных отношений (в связи с тем, что…, в силу того, что… ввиду того, что…; из-за большого опоздания… вследствие опоздания; приехав к бабушке поздно-поздно; потому что (так как) мы приехали поздно…; мы приехали к бабушке поздно-поздно, и она…).

Для формирования умений, с помощью которых создаются повествования, описания, рассуждения необходимо освоение речеведческих понятий на основе коммуникативных упражнений.

В теории методики связной речи такие упражнения различаются по цели проведения (обучающие и контрольные), месту оформления (классные и домашние), форме выражения (устные, письменные). Т.А. Ладыженская, например, выделяет пять групп коммуникативных упражнений: 1)упражнения аналитического характера по готовому тексту (задания требуют анализа текста); 2) упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту (задания требуют абстрагирования, обобщения, создания элементов текста); 3) упражнения на переработку готового текста (задания требуют исправления текста); 4) упражнения на создание нового текста на основе данного; 5) упражнения на создание своего текста.

Конечно, данная работа требует подготовительного этапа: овладения учащимися на практике основными речеведческими понятиями (текст и его структура, средства связи в нём, тема и основная мысль текста, стили речи, типы речи).

Поэтому в систему коммуникативных упражнений можно включить следующие виды работ:

1.Упражнения, требующие анализа готового текста на основе знаний теоретических речеведческих понятий: сформулируйте тему высказывания; определите основную мысль автора; озаглавьте текст; укажите в данном тексте слова или словосочетания, которые называют предметы речи или указывают на них; выделите в тексте взаимосвязанные смысловые части; назовите основные стилевые черты данного текста; определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст; создайте композиционную схему текста типа повествования, описания, рассуждения.

2.Упражнения, подготавливающие учащихся к созданию своего текста. Работа над заданиями такого типа происходит по образцу. По аналогии, оп образцу учащиеся могут излагать тексты различных стилей: составлять рассказ, описание, (животного, помещения, процесса труда и т.д.); делать сообщение на такую-то тему; писать отзыв о прочитанном произведении, сочинение по картине и т.д. Прежде чем приступить к выполнению заданий, учащиеся знакомятся со структурными и языковыми особенностями текста-образца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: