V. Память

Память (мнемические процессы, мнемическая деятельность) – психический процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.

Память выполняет функцию накопления жизненного опыта и является фундаментальным свойством личности, лежащим в основе обучения и развития. Память лежит в основе любого психического явления и выполняет роль интеграции психических функций.

В понятие прошлого опыта входят пережитые ранее чувства и желания, возникшие когда-то мысли, образы предметов и явлений, воспринятых в прошлом, усвоенные ранее движения и действия.

Виды памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским:

1. Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений; является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навы­ков ходьбы, письма и т. д.

2. Эмоциональная памят ь – это память на чувства и переживания, которые выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про­шлом отрицательные переживания.

3. Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений со всеми их особенностями: бледность, фрагментарность и неустой­чивость, поэтому воспроизведение воспринятого ранее нередко расходится со своим оригиналом.

Многие исследователи разделяют образную память на:

1. зрительную,

2. слуховую,

3. осязательную,

4. обонятельную,

5. вкусовую.

4. Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение слов и выраженных в словах мыслей.

Словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) за­поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за­учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

В зависимости от целей деятельности память делят на:

1. Непроизвольную – запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания; отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста­вится специальная мнемическая задача.

2. Произвольную – ста­вится специальная мнемическая задача, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем про­извольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный матери­ал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался.

По длительности сохранения информации память делят на:

1. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. При кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы, но для запоминания предпринимаются определенные волевые усилия.

Объем кратковременной памяти индивидуален (но чаще составляет 7 плюс-минус 2 единицы) и характеризует способность механически, т. е. без использо­вания специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Бла­годаря кратковременной памяти перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеива­ется ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происхо­дит перегрузки долговременной памяти.

2. Оперативная память – мнемические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации; состоит в удержании промежуточных результатов деятельности. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал мо­жет забываться.

3. Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий длительное – от часов до десятилетий – удержание информации, сохранение умений и навыков. В долговременную память может проникнуть и надолго от­ложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря воле­вому усилию.

Основные процессы и механизмы памяти

Память – это сложный психический процесс, состоящих их нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

I. Запоминание –это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации.

По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

q Непреднамеренное (или непроизвольное) запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека.

q Преднамеренное (или произвольное) запоминание является специальным действием с применением волевых усилий, конкретная задача которого – запомнить точно на максимальный срок с целью последующего воспроизведения. При этом используются специальные – мнемические – при­емы запоминания. Например, заучивание.

По степени осмысления запоминаемого материала выделяются:

1. Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

2. Осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала.

Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механи­ческого. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко време­ни. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше уси­лий и времени, но является более действенным.

При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов – всего 20 %, а в слу­чае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Весьма отчетливо проявляется преимущество осмысленного запоминания над механическим при анализе затрат, необходимых для увеличения объема запомина­емого материала. При механическом заучивании с увеличением объема материала требуется непропорционально большое увеличение числа повторений. Например, если для запоминания шести бессмысленных слов требуется только одно повто­рение, то при заучивании 12 слов необходимо 14-16 повторений, а для 36 слов – 55 повторений. Следовательно, при увеличении материала в шесть раз необходи­мо увеличить количество повторений в 55 раз. В то же время при увеличении объе­ма осмысленного материала (стихотворения), чтобы его запомнить, требуется уве­личить количество повторений с двух до 15 раз, т. е. количество повторений воз­растает в 7,5 раз, что убедительно свидетельствует о большей продуктивности осмысленного запоминания.

Закономерности и механизмы запоминания:

1. Эффект края (Г. Эббингауз): при запомина­нии длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся в начале и в конце.

2. Срав­нительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются (Г. Эббингауз).

3. При пристальном вни­мании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в даль­нейшем точно его воспроизвести (Г. Эббингауз).

4. Запоминание зависит от поставленной задачи (А. А. Смирнов и П. И. Зинченко). Многое из того, что восприни­мается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходи­мые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным.

5. Запоминается, прежде всего, то, что составляет цель действия. Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запо­минаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

6. Эффект Зейгарник: количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое больше, чем завершенных. Однако позднее другими исследователями было установлено, что при очень сильной мотивации лучше запоминаются завершенные задачи, при слабой мотивации – незавершенные.

7. Продуктивность запоминания зависит от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше сло­весного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

II. Сохранение – это процессудержания в памяти информации, полученной в процессе запоминания.На сохранение влияет:

q организация процесса запоминания,

q цель и установки личности (например, запомнить надолго или на короткий срок),

q использование мер, предупреждающих забывание,

q последующая информация

q мыслительная переработка материала и др.

Сохранение может быть:

1. Динамическое сохранение – проявляется в оперативной памяти, материал изменяется мало.

2. Статическое сохранение – проявляется в долговременной памяти, материал обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происхо­дит под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, напри­мер в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.

III. Воспроизведение – это актуализация, восстановление ранее запомненного путем извлечения из долговременной памяти и перевода в оперативную.

В порядке возрастания требуемых усилий можно выделить такие ступени воспроизведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: