Мнемические приемы

Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания – специальные приемы для облегчения запоминания.

1. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Повторение – важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками.

Закономерности в исполь­зовании метода повторений:

1. Заучивание протекает неравномерно. Вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. При этом оно носит временный характер, так как новые повторения дают суще­ственный рост припоминания.

2. Заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоминания, но зато потом, после не­скольких повторений, их влияние сказывается сразу, и притом в большом количе­стве слов.

3. Если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение даетвесьма незначительное увеличение объема запомненного мате­риала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть запоминается быст­ро, а остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений.

4. Если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого мате­риала возрастает лишь при многократных повторениях.

5. Повторения нужны не только тогда, когда заучивается материал, но итогда, когда надо закрепить в памяти то, что уже выучили. При повторении заученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают мно­гократно.

6. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого пе­ред заучивающим ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопро­сы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т. д. При активном повторении происходит оживление связей на уровне второй сигналь­ной системы, поскольку разнообразие форм повторения способствует образова­нию новых связей изучаемого материала с практикой. В результате запоминание делается более полным. Пассивное же повторение не дает такого эффекта.

7. Очень важно правильно распределить повторение во времени. В психо­логии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распреде­ленном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение ра­циональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя бо­лее прочному усвоению знаний.

Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания – прочитать материал 1-2 раза, потом воспроизвести и т.д.

8. Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоми­нание: в целом или по частям.

Известны три способа заучивания большого по объему материала:

- Целостный – материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения.

- Частичный – материал делится на части и каждая часть заучивается отдель­но. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д.

- Комбинированный – сочетание целостного и ча­стичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в за­висимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучива­ются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логи­чески законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком. Исследования показали, что из указанных способов наибо­лее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выде­лить главное.

2. Один из способов увеличения объема и прочности запоминания не связанных между собою слов состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представле­ний. Например, вам надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пугови­ца и т. д. Для этого построим условно-логическую цепочку следующего вида: «Ар­буз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». И так далее. С помощью такого приема в течение одной минуты можно запомнить до 30 слов и более (в зависимости от тренировки) при однократном повторении.

3. Выде­ление в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. При использовании данного приема мы, запоминая текст, расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей. В каждую группу вхо­дит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему.

4. Выделение смысловых опорных пунктов. Суть данного метода заключается в том, что каждую смысло­вую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, как в первом, так и во втором случае, мы объединяем заученное, мысленно составляя план. Каждый пункт плана – это обоб­щенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следую­щим частям – это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стя­гивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей тек­ста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

Установлено, что учащиеся, составляющие план при запоминании текстов, об­наруживают более прочные знания, чем те, которые запоминали текст без такого плана.

5. Сравнение материала, т. е. нахожде­ние сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. Одним из вариантов данного метода является сопоставление изучаемого материала с по­лученным ранее. Так, изучая с детьми новый материал, учитель часто сопоставля­ет его с уже изученным, тем самым включая новый материал в систему знаний. Аналогично осуществляется сопоставление материала с другой, только что по­лученной информацией. Например, легче запомнить даты рождения и смерти М. Ю. Лермонтова, если их сопоставить друг с другом: 1814 г. и 1841 г.

6. Конкретизация материала, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, про­ведение наблюдений, лабораторных работ и т. п.

7. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.),

8. Ритмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

9. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова – чтобы запомнить медицинские тер­мины, «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразы «суп несла и пролила»).

10. Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют е информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: каран­даш, очки, люстра, стул, звезда, жук – запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт – «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», на которую шаловливо влезает «стул», на обивке которого сверкают «Звезды». Такой придуманный мулътик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по «ме­тоду связок», полезно сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («ка­рандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сот­ни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» на даме-«люстре»).

11. «Метод мест» - суть метода заключается в том, чтобы представитьсебе путь в хорошо знакомой местности, а затем мысленно расположить на этом пути вещи, которые необходимо запомнить. Чтобы извлечь информацию из памяти, нужно мысленно перенестись в эту местность и пройти по этому пути, «собирая» там расставленные предметы.

Приемы уменьшения забывания:

1. Понимание, осмыс­ление информации (механически выученная, но непонятая до кон­ца информация забывается быстро и почти полностью).

2. Повторение информации (первое повторение нуж­но через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

3. Не­обходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потеря от забывания, лучше так: в пер­вый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с ин­тервалом в 7-10 дней.

4. Помнить, что 30 повторений в течение ме­сяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систе­матическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими пор­циями в течение семестра с периодическими повторениями че­рез 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучива­ние большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызы­вающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

VI. МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ее существенных и объективных признаках и закономерных связях.

Мышление является высшим познавательным психическим процес­сом. Оно позволяет найти ответы на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные знания в новой, конкретной обстановке. Мышление позволяет познать глубинную сущность объективного мира, предвидеть будущее, планировать практическую деятельность и т.д.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик и признаков:

1. Это обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям. Обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружаю­щих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений.

2. Это опосредованное по­знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации. Опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углу­бить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышле­ния шире, чем область того, что мы воспринимаем, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо­лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с по­мощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит ви­доизменение и преобразование имеющейся информации.

4. Мышление неразрывно связано с ре­чью – мысли всегда облекаются в речевую форму. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у че­ловека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движе­ний голосового аппарата. Речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. Однако мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: