Классификации теорий личности

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и кон­цепций личности.

Р. С. Немов:

По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на:

1. Психодинамические – теории, описывающие личность и объясняю­щие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характери­стик.

2. Социодинамические – главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не прида­ется существенного значения внутренним свойствам личности.

3. Интеракционистские – основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних фак­торов в управлении актуальными действиями человека

По способу по­лучения данных о личности:

1. Экспериментальные – теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

2. Неэкспериментальные – теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают тео­ретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

С точки зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование:

1. Структур­ные – теории, для которых главной проблемой является выяснение струк­туры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

2. Динамические – теории, основная тема которых — преобразование, из­менение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Теории личности, возникших в рамках возраст­ной и педагогической психологии – построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рожде­ния до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности.

Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу просле­дить развитие личности в течение всей жизни человека.

По предмету, на который обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки:

Теории черт – согласно положениям данной группы теорий, все люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдель­ных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого способа выявления и описания личностных черт, напри­мер на основе обобщения жизненных наблюдений разных людей за данным чело­веком (теория черт Олпорта, теория Кеттелла, Айзенка).

Например, Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора Р.Кеттел построил 16 –факторный личностный опросник.

Психологические портреты в терминах черт легко доступны для неспециалистов, их использование оптимально при совместных коррекционно-развивающих мероприятиях, проводимых психологом совместно с родителями и педагогами.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практических невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Типологические теории – второй способ оценки черт личности предполагает объединение всех людей в типологические группы. В этом случае люди, входящие в одну типологическую группу, будут обладать близкими психологическими характеристиками, а следо­вательно, они очень похожи друг на друга своим поведением. Однако свойствен­ные для той или иной типологической группы психологические характеристики, в свою очередь, делают ее непохожей на другие типологические группы.

Например, выделяются типы личности по различиям в потребностно-волевых переживаниях: пессимист, уравновешенный, оптимист; по направленности – оптимист, пессимист и т.д.

Типологические описания могут быть использованы при отборе в группах коррекции и развития личности, особенно на первых этапах работы.

Знание типа личности человека позволяет предсказать его поведение, строить с ним оптимальные отношения, эффективно осуществлять процедуры коррекции, развитие и саморазвитие.

Теории инстанций – основываются на выделении подсистем или отдельных областей в структуре личности, которые получили название инстанций. Между указанными образующими личности могут возникать различные конфликты и противостояния, т.е. речь идет о динамике психической жизни. Это теория Юнга, Берна (транзактный анализ – инстанции Родитель, взрослый, ребенок), Фрейда (три инстанции личности: Ид, Супер-эго, Эго).

Например: учительница рассердилась на ученика за его нескончаемую болтовню, мешавшую ей проводить урок. В какие-то моменты он так докучал ей, что она готова была ударить его (Ид). Но она знает, что не должна бить детей (Супер-эго), и потому ищет другой способ прекратить болтовню ученика. Она направляет свою злость в социально-приемлемое русло (Эго) – стучит указкой по столу или грозит пальцем, или говорит ему, что он мешает ей вести урок.

Б. В. Зейгарник рассматривает су­ществующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития. При этом она выде­ляет следующие группы теорий:

Ø теории личности фрейдизма и неофрейдизма

Ø гу­манистические теории личности

Ø теории личности экзистенциальной психологии

Ø теории личности французской социологической школы и др.

К. К. Платонов за период с 1917 по 70 годы в советской психологии выделяет четыре доминирующие теории личности:

1. 1917-1936 гг.личность как профиль психических черт

2. 1936-1950 гг. личность как опыт человека

3. 1950-1962 гг личность как темперамент и возраст

4. 1962-1970 гг.личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

А. В. Петровский также выделяет разные подходы к пониманию личности в отечественной психологии в разные исторические отрезки времени:

1. Период 50-60-х годов характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека». По мнению А. В. Петровского подобное представление о личности оказывается «удивительно неэвристичным», поскольку стирается «грань между понятиями «личность» и «индивид», личность дробится на составляющие, рядоположенные друг другу элементы.

2. Структурный подход. С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности, а состоявшийся в 1969 году Всесоюзный симпозиум по проблемам личности прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода. Последующая критика этого подхода заключалась в том, что в личности выделялись как биологическая, так и социально обусловленные подструктуры, а это приводит к тому, что между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид» ставится знак равенства. По мнению же А. В. Петровского «биологическое существует в личности в превращенной форме как социальное».

3. Системный подход. К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Ру­бинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее от­ношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Анань­ев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение – это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием к только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности – стремление. Стремление возникает, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следуем подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности – это идеал. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоз­зрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориента­ции людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение – высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

В пове­дении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудитель­ная и регуляционная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: