Китайская система социальной защиты

Традиционный характер социальной помощи характерен для большинства восточных обществ, включая Китай. Более того, в этой стране он превалирует. Реалии жизни, активное развитие рыночной экономики меняют прежние представления и отношения в обществе. Другими становятся и возможности членов семей по оказанию помощи своим родным. Социальное страхование, свойственное современным экономически развитым государствам, постепенно начинает приобретать значимость и в китайской системе социального обеспечения. Однако спользовать в полной мере страховые механизмы здесь еще предстоит. Пока же семейное обеспечение сохраняет доминирующее положение, являясь, кроме прочего, и культурным наследием китайской нации.

Наряду с семейным фактором в социальной сфере Китая продолжает играть важную роль принцип коллективной помощи, широко применяемый на местном уровне (в селах, в рамках городских улиц, кварталов и пр.). Поэтому правомерно утверждать, что местную систему социальной защиты отличает не просто традиционный, а семейно-коллективный характер социальной помощи и поддержки.

Китайские экономические реформы последней четверти XX в. способствовали ускоренному социальному развитию страны, создав условия для роста доходов населения и эффективного функционирования системы социальной помощи нуждающимся. За 80-90-е гг. экономический потенциал Китая вырос в 5 раз, доходы городского населения в 3,1 раза, сельского — в 4,4 раза. Повышение доходов населения, изменения в мировосприятии и экономическом мышлении народа актуализировали проблему формирования системы социального страхования рыночного типа. Все это нашло отражение в ныне действующей китайской модели социальной защиты.

К числу важнейших ее компонентов можно отнести:

- приоритетную роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной поддержки;

- особое значение государственных и коллективных форм помощи нуждающимся;

- усиление влияния страховых механизмов социальной защиты;

- вспомогательную роль благотворительной помощи и платных услуг в социальной работе.

В традиционном Китае семья всегда являлась основным и действенным средством взаимопомощи, заботы о детях, калеках и стариках. Родители в полной мере могли рассчитывать на спокойную старость, внимание и уход со стороны детей и внуков. Почитание старших было не простодаутрисемейной поведенческой традицией, но и важной социальной нормой, оформленной идеологически и контролируемой государством на законодательном уровне. В современном Китае пожилые люди продолжают пользоваться уважением, но оно не является абсолютным требованием, связанным с государственной идеологией, оставаясь прежде всего моральной и этической нормой.

Основную ответственность за обеспечение престарелых китайцев и сегодня несет семья. Как и в Японии, главную роль здесь играет женщина (дочь или невестка). Причем в условиях все большего числа однодетных семей нагрузка по уходу за стариками на нее возрастает. Если раньше тяжесть ухода за престарелыми лежала на жене старшего сына, которая жила вместе с родителями мужа, то теперь женщинам из однодетных семей приходится одновременно ухаживать за несколькими пожилыми людьми (своими родителями и родителями мужа).

Как уже отмечалось, общегосударственная система социального страхования и, в частности, пенсионного страхования сегодня в Китае только складывается. Реалии таковы, что большая часть престарелых китайцев не охвачена пенсионным обеспечением. В начале 2000-х гг. не более 1/4 лиц старше 60 лет получали пенсии. Более 2/3 лиц пенсионного возраста, особенно в сельской местности, не имели пенсионного обеспечения, завися от финансовой поддержки своих взрослых детей. В связи с недостаточной развитостью социальных служб престарелые китайцы, нуждающиеся в уходе, реально могут рассчитывать на помощь детей, а также родственников и соседей. Это еще раз подтверждает первостепенную роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной помощи нуждающимся категориям населения современного китайского общества.

Кроме поддержки со стороны семьи престарелые, тяжело больные, бедные люди получают определенную помощь со стороны китайского государства, коллективных органов местного управления — деревенских, районных, уличных, квартальных комитетов. Что касается государственной помощи, то ее предоставление предусмотрено новой структурой социального обеспечения, разработанной в 90-е гг.

Она состоит из четырех основных уровней:

1-й уровень — социальная помощь бедным слоям населения и их семьям, доход которых ниже официального прожиточного минимума;

2-й уровень —социальное страхование, включающее пенсионное страхование, страхование по безработице, страхование риска, при рождении ребенка, болезни, инвалидности, потере трудоспособности, смерти;

3-й уровень — социальное благосостояние, направленное на частичное или полное покрытие расходов китайских граждан на образование, улучшение жилищных условий;

4-й уровень — социальная забота; которая предоставляется исключительно военнослужащим и их иждивенцам, особой группе граждан, пользующихся уважением общества. Такая забота предполагает систему определенных скидок, выдачу пайков и надлежащее устройство военнослужащих после их демобилизации. Названные уровни соцобеспечения, за исключением второго, напрямую связаны с государственным участием в сфере социальной помощи и поддержки.

Государственная помощь оказывается в Китае беднякам и их семьям для обеспечения минимальных жизненных потребностей. Точкой отсчета для ее получения является прожиточный минимум. Он устанавливается дифференцированно, по отдельным городам и корректируется во времени. Например, в Пекине в конце 90-х гг. XX в. прожиточный минимум был равен 250 юаней (1 американский доллар примерно равен 8 юаней). А это значило, что семьи, у которых среднемесячный доход на одного члена не достигал данной величины, считались бедными и могли рассчитывать на получение социальной помощи.

Китайское государство проявляет заботу о гражданах пожилого возраста и инвалидах. В стране разработана система льготных мер в области налогообложения, предоставления кредитов для развития хозяйственной деятельности с участием пожилых и престарелых людей. Проводя такую политику, здесь учитывают стремление пожилых людей в обязательном порядке заниматься трудом в меру своих сил и возможностей. Давно подмечено, что китаец, способный двигаться, хотя бы немного заработает. Одна из древнекитайских заповедей гласит: если ничего не делать, то зачем жить. И пожилые люди не забывают это.

Много делают государственные органы в Китае по трудоустройству инвалидов, которых насчитывается более 60 млн человек. Благодаря широкомасштабной государственной поддержке здесь работают восемь инвалидов из десяти. Для сравнения — в России в начале 2000-х гг. был трудоустроен лишь один из десяти инвалидов, в США — каждый третий, в Великобритании — каждый четвертый инвалид.

Следовательно, Китаю в решении данной проблемы удалось обойти даже ведущие индустриально развитые страны Запада/Заняты китайские инвалиды в тех же сферах, где и трудоспособные инвалиды других стран мира. Прежде всего они работают в торговле, бытовом обслуживании, в специализированных производственных комбинатах, артелях и в других местах. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что трудоустройство инвалидов — это не только способ улучшения их материального положения, но и важнейший фактор самоутверждения, социальной реабилитации.

Для пожилых людей в КНР создаются государственные реабилитационные службы. В них предоставляется информация о профилактике заболеваний, оказывается консультационная и медицинская помощь. Действуют в стране и до-суговые центры, где пожилые граждане могут заниматься хоровым пением, танцами, каллиграфией, фотографией, спортом и т. д. Однако таких учреждений пока еще недостаточное количество.

В одной из телепередач о жизни современного Китая, показанной в 2004 г. по российскому телевидению, говорилось об особом культе родителей в этой стране. Подчеркивалось, что такая традиция обеспечивает им в старости получение от детей необходимой заботы. И далее сообщалось, что здесь нет домов для престарелых. Но это не соответствует действительности. В Китае их не так много, как в индустриально развитых странах, но они есть. По данным на начало 2003 г., в государственных домах для престарелых содержалось 170 тыс. человек. Это, конечно, немного для страны, где тогда насчитывалось более 10 млн граждан в возрасте 70 лет, нуждающихся в уходе.

Однако следует заметить, что кроме государственных учреждений такого типа в Китае функционируют и дома для престарелых, содержащиеся на средства коллективов. Численность престарелых, находящихся здесь, в несколько раз больше, чем в однотипных государственных учреждениях. Коллективные сообщества в лице деревенских, районных, квартальных, уличных комитетов действуют на общественных началах, привлекая иногда средства местных органов власти и благотворительные пожертвования. Они организуют службы по оказанию медицинской, психологической помощи пожилым людям.

Уже отмечалось, что за счет различных коллективов в Китае содержится большое количество домов для престарелых. В 2003 г. в них находилось более 660 тыс. человек, что почти в 4 раза больше, чем в таких же государственных социальных учреждениях.

Особенностью китайской модели социальной защиты является усиление страховых механизмов ее функционирования. Первую попытку создать свою систему социальных гарантий Китай предпринял еще в 50-х гг. XX в., когда за образец была взята советская модель централизованного соцобеспе-чения. Но все это было разрушено в годы «культурной революции». Тогда централизованную систему государственного обеспечения заменили на социальное обеспечение, действовавшее на уровне предприятий. В результате страхование не стало основным механизмом системы социальной защиты. Понимание необходимости таких изменений пришло в Китае в 90-е гг. Неудивительно, что из четырех уровней ныне формирующейся в стране модели социального обеспечения основным признается второй — социальное страхование.

В современном Китае страхование рассматривается как ядро всей системы соцобеспечения. Оно включает в себя пенсионное страхование, страхование медицинского обслуживания, от безработицы и производственных травм, материнства и детства. Социальным страхованием предусмотрены гарантии в случае основных рисков, возможных среди активного населения. Распространяется оно прежде всего на городских жителей, наиболее вовлеченных в рыночное хозяйство. По мнению специалистов, сфера действия социального страхования в достаточной мере охватит сельское население страны примерно лет через 30.

Пенсионное страхование является главным элементом страхового механизма, действующего в Китае. Созданное еще в годы «культурной революции» социальное страхование на уровне предприятий не отвечало как требованиям социальной защиты самих работников, так и принципам рыночно-ориентированной передовой экономики. Для большинства предприятий пенсионные выплаты стали тяжелым бременем, сдерживающим их развитие. Многие из них не располагали необходимыми средствами для пенсионных выплат, росла задолженность перед пенсионерами, что подрывало социальную стабильность в стране. В 1986 г. после двух лет эксперимента китайским правительством было принято решение о постепенном переходе к централизованной, многоуровневой системе пенсионного обеспечения. Предприятия в соответствии с установленными нормативами стали отчислять средства в городские и провинциальные пенсионные фонды. Начавшаяся тогда реформа пенсионного страхования продолжается сегодня.

Модель пенсионного обеспечения, формирующаяся в современном Китае, не является ни распределительной, ни накопительной в чистом их виде. Она представляет собой смешанный вариант пенсионной системы. В ней, по справедливому замечанию китайского профессора Хоу Вэньжо, первый обязательный распределительный уровень дополняется вторым, основанным на накопительном финансировании, и третьим, опять же накопительным уровнем, недействующим на добровольных началах. При этом распределительный уровень обеспечивают отчисления предприятий от фонда заработной платы, а накопительный — отчисления предприятий на личные счета работников и добровольные отчисления самих граждан.

По действующему в КНР положению (правительственное постановление «О формировании единой системы пенсионного страхования на предприятиях» 1997 г.) страхователь и его предприятие ежемесячно отчисляют страховые взносы. В первые годы формирования новой системы начиная с 1998 г., процент отчислений от фонда заработной платы предприятиями и отдельными предпринимателями не мог превышать 20% и постепенно снижался до 8%. Китайским правительством были установлены минимальный и максимальный уровни зарплаты, исходя из которых определяются размеры пенсии. Минимальная величина для расчета пенсионного пособия равна 60% среднемесячной зарплаты работника, даже если фактическая зарплата была ниже указанного уровня. При превышении зарплаты на 300% среднемесячной зарплаты в данной местности объем превышения не учитывается при начислении пенсии.

Органы социального страхования на местах открывают и обслуживают индивидуальные пенсионные счета, являющиеся важнейшим механизмом накопительного страхования.,На эти счета ежемесячно по фиксированному проценту от зарплаты работник перечисляет страховой взнос, достигший в 2000-е гг. 8%. Сюда же, на индивидуальный счет ежемесячно поступает сумма и от предприятия (с начисленной заработной платы), равная примерно 1/3 части страхового взноса, внесенного самим работником. Величина такого взноса в 2000-е гг. составила примерно 3%, что равно 1/3 от 8%. Следовательно, каждый страхователь, выйдя на пенсию, может иметь со своего личного счета ежемесячный доход в 11% (8%+3%) от его накопленной годами зарплаты. Эти денежные средства являются личной собственностью работника. В случае его смерти часть этих средств, которая представляет собой начисления самого работника без отчисления предприятия, может наследоваться.

Величина, равная разности между установленными для предприятий отчислениями в 8% и перечисленными ими на личный счет работника 3%, т. е. 5% фонда начисленной зарплаты, отчисляется на общественный пенсионный счет. Накапливаемые здесь средства предполагается использовать для поддержки работников с низкой зарплатой или имеющих частые перерывы трудовой деятельности, для пожилых людей, не способных накопить на старость достаточную сумму на своем счете.

Индивидуальные пенсионные счета и общественный пенсионный счет действуют в рамках общего пенсионного фонда. Он пополняется от банковского процента на средства, положенные на контролируемый государством специальный депозитный счет. Пенсионный фонд в Китае не авансируется правительством из госбюджета, как это, например, делается в Англии или Японии. Однако в случае возникновения существенного дефицита такая «недостача» компенсируется министерством финансов страны.

По новой системе страхования общая пенсия состоит из двух частей. Первая часть (основная пенсия) назначается местными органами страхования и не зависит от уровня зарплаты работника или страховых взносов, сделанных им до выхода на пенсию. Эта часть пенсии равна 20% от среднемесячной зарплаты в данном регионе. Вторая часть (пенсия индивидуального счета) составляет сумму накоплений на индивидуальном счете работника, включая процент по вкладу.

Третий уровень пенсионного обеспечения —дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое добровольно. Этот уровень страховых выплат рассматривается в Китае как важное направление реформы. Однако в стране осознают, что заработать данная система сможет при стабильной хозяйственной деятельности предприятий, благоприятном инвестиционном климате в государстве и готовности страхователей брать на себя риски, связанные с коммерциализацией индивидуальных счетов.

В настоящее время границы пенсионного возраста в Китае не изменились и составляют уже многие десятилетия 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин (на вредных и тяжелых работах — 55 лет и 45 лет). Однако объективные тенг денции роста продолжительности жизни, увеличения фактического возраста вступления в активную трудовую жизнь и другие обстоятельства ставят вопрос о целесообразности повышения пенсионного возраста и возможности его унификации для мужчин и женщин. Следует отметить, что еще в конце 90-х гг. Госсоветом КНР было принято решение, в соответствии с которым лицам, занятым в науке, образовании, финансах, литературе и искусстве, предписывалось выходить на пенсию в 65 лет. В отдельных случаях, с согласия провинциальных органов власти, пожилой человек мог занимать должность до 70 лет, а по решению Госсовета страны и до 75 лет.

Вместе с пенсионным страхованием в Китае действует и система медицинского страхования. Помимо государственной страховой медицины, гарантирующей минимум обязательных услуг, развитие получают системы трудового, кооперативного страхования в сфере здравоохранения, а также частная медицина. Усиление страхового компонента в медицинском обеспечении позволила сократить нагрузку на госбюджет, связать размеры страховых выплат с уровнем медицинского обслуживания. Однако появились и новые проблемы. После перехода от бесплатного медицинского обслуживания к системе медицинского страхования многие медицинские услуги, прежде всего сложные и дорогие, становятся недоступными для значительного числа граждан (бедных, пожилых людей и др.).

С середины 80-х гг. XX в. в КНР стала формироваться новая система поддержки безработных. И здесь тоже определяющим становится страховой компонент. Меры социальной помощи безработным распространяются в современном Китае на уволенных по сокращению штатов, в связи с банкротством предприятий, окончанием срока трудового контракта без возможности получения нового рабочего места и в некоторых других случаях.

По мере развития в китайской экономике рыночных механизмов хозяйствования постепенно расширяется практика платных социальных услуг, появляется все больше благотворительных организаций, оказывающих помощь нуждающимся гражданам. Местом приоритетного применения платных социальных услуг становится социальное обслуживание.

В последние годы китайское руководство проводит установку на поддержку деятельности общественных благотворительных организаций социальной направленности. В начале 2000-х гг. пресс-канцелярия Госсовета КНР распространила специальные материалы «Народонаселение и развитие Китая в XXI веке». В этом документе подчеркивалось, что основой современной системы заботы о гражданах старших возрастных групп должно стать семейное содержание и домашний уход за престарелыми, предоставление социальных услуг пожилым лицам по месту жительства, а также соответствующая работа благотворительных организаций.

Волонтеры — члены таких организаций оказывают разностороннюю помощь одиноким пожилым и престарелым людям, испытывающим материальную нужду, затруднения в социальном функционировании и др. На благотворительные средства открываются дома престарелых. Но их число пока крайне незначительно. В начале 2000-х гг. из 10 млн человек в возрасте старше 70 лет лишь 30 тыс. находились в таких учреждениях, созданных на благотворительные средства. Для сравнения следует напомнить, что в домах престарелых, содержащихся за счет государства и коллективов, тогда проживало более 830 тыс. человек. Следовательно, благотворительные организации в сфере социального обслуживания играют лишь вспомогательную роль и значение их в деле социальной защиты китайского населения пока невелико.

За период реформ народу этой великой страны удалось добиться зримых и общепризнанных успехов. Если до образования КНР в 1949 г. средняя продолжительность жизни составляла всего 35 лет, то сейчас она приблизилась к 70 годам для мужчин и 74 годам для женщин. В 90-е гг. китайским властям удалось снять остроту проблемы сельской бедности. Реализация в 1993=2000 гг. специальной программы позволила сократить численность крестьян, находящихся за официальной чертой бедности с 80 до 30 млн человек. Сейчас реализуется новая аналогичная программа, рассчитанная на период до 2010 г. Она нацелена на значительное увеличение помощи со стороны государства не только сельским беднякам, но и малоимущим жителям городов. Осуществляемые меры позволят сократить и разрыв в критериях оценки бедности в стране по сравнению со стандартами, принятыми на международном уровне.

Достижения Китая в социальной области, сфере социальной защиты становятся все более очевидными. Однако немало еще и нерешенных социальных проблем. Довольно высокой остается безработица среди трудоспособного населения. По данным О. Почагиной, ее уровень в начале 2000-х гг. колебался в пределах от 150 до 200 млн человек. Широкие масштабы приобрели в стране экономические правонарушения, организованная преступность. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что государственная власть не взирает да это молча. В определенной мере удалось потеснить организованную преступность при помощи мер, предпринятых на рубеже 1990-х — 2000-х гг. в рамках специальной компании «Суровый удар».

Таким образом, модель социальной защиты, формирующаяся сейчас в Китае, нацелена на запуск современных страховых механизмов и обеспечение необходимых стандартов социальной помощи. Важная роль отводится здесь традиционно-семейному фактору оказания социальной поддержки. Во всех этих процессах активно участвует государство, стимулируя развитие коллективных форм помощи и благотворительной деятельности. Сегодня приоритетной частью китайских реформ становится именно социальная сфера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: