Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста

Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать корркционно-педагогическую помощь в следующих специальных учреждениях:

ясли-сад для детей с нарушениями речи; детскийсад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении-логопедические);

группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида);

государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа-детский сад» для детей с нарушениями речи;

так называемые логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

В дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляетсся дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).

Основными задачами работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений являются: коррекция речевого нарушения;

подготовка к обучению в общеобразовательной школе;

а детей с тяжелыми нарушениями речи — в специальной школе.

Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.

Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1-2 уровнем речевого развития) принимают с 4-х лет на 3 года обучения. Но утвержденных программ для таких логопедических групп пока нет.

Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную группы, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А.Каше, а для старшей - Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2-3-х лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А.Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А.Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно-практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальных детских садах включает традиционные для дошкольного воспитания разделы: игра;

труд; физическое и музыкальное воспитание; развитие элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром;

изобразительная деятельность и конструирование.

Развитие речи - специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно- развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова и др.). В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:

- структурные — осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

- функциональные — формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

- когнитивные — формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально-речевых действий на основе усложнения
мотивации и соотнесения мотива и результата.

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.

Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

- формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:

- от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

- принцип формирования элементарного осознания языковых явлений.

- принцип обеспечения активной речевой практики.

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи; выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий:

взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности,

ситуативно-тематическую организацию языкового материала,

концентричность в подаче и закреплении речевого материала,

опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы,

подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми
нарушениями являются: недостаточная сформированность и
дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и
устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные
трудности; Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для
обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы. —---

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.

Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность: около 80% выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20% — в специальных учебных заведениях).

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов на сегодняшний день нет. Разработано «Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК, число занимающихся на логопункте, должно составлять не менее 25-30 человек в год. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Состав детей подвижный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: