Возможности работы со сказкой

: 1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциа­ции могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полу­ченного графического материала.

А Обсуждение поведения и мотивов действий персона­жа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведе­ния человека, выявляет систему оценок человека в катего­риях: хорошо — плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизо­
дов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать
некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть

эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка
с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание,
переписывание, работа со сказкой).

Куклотерапия как метод основан На процессах иденти­фикации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод артгерапии.

В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодей­ствия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, роди­теля).

Ребенок, познавая реальный мир; его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом та­кой социальной проекции достаточно долгое время являют­ся куклы.

Куклотерапия широко используется для разрешения ин-тра- и интерперсональных конфликтов, улучшения соци­альной адаптации, при коррекционной работе со страха­ми, заиканием, нарушениями поведения, а таже для рабо­ты с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет кото­рого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сме­няется бурными поведенческими эмоциональными реак­циями (плач^., смех и т.д.) и снятием нервно-психическо­го напряжения.

Возможны индивидуальная и групповая формы кукло-терапии. Куклотерапия популярна как в зарубежной (Ф. Зим-бардо, 1991), так и в отечественной практике коррекцион­ной работы (И.Г. Выгодская, 1984; АИ. Захаров, 1986; А. Спи-ваковская, 1988; и др.).

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол,

2. Использование кукол для отреагирования значимых
эмоциональных состояний.

Процесс изготовления кукол также является коррекци-онным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети ста­новятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических про­цессов, появляются навыки концентрации внимания, усид­чивости, развивается воображение.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, верёвочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные кук­лы, куклы-костюмы.

Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых ма­рионеток предложен Вальдорфской школой. Т'кая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления го­ловой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различ­ные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребен­ку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенство­вать тонкую моторику руки и общую координацию дви­жений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состоя­ния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять «Оживляя» куклу, ребе-'нок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и измене­ниями движений куклы; учиться находить адекватное те­лесное выражение различным эмоциям, чувствам, состоя­ниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом паль­чиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пус­тые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные-персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по раз­меру пальцев ребенка.

Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимуще­ственно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решение своей проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: