Характеристика детей, имеющих нарушения звукопроизношения и нетяжелые анатомические дефекты органов артикуляции

Каков же основной контингент детей, нуждающийся в спе­циальной- системе диагностических мероприятий, которую мы предлагаем вашему вниманию?

Как правило, это дети дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающиеся и обучающиеся в обычных массовых дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждениях. Они имеют соответствующий возрастной норме уровень психичес­кого и общего речевого развития. Основная проблема, которая бес­покоит их родителей и с которой они обращаются к логопеду, -нечеткое, «смазанное» звукопроизношение, наблюдающееся на фоне различных нетяжелых1, но достаточно выраженных анато­мических деформаций органов артикуляции. При этом в большин­стве случаев речевой диагноз, встречающийся в обменных картах таких детей, - органическая (механическая) дислалия2. В подоб­ных ситуациях родители часто получают совет сначала исправить

1 Под тяжелыми дефектами строения артикуляционного аппарата мы подра­
зумеваем расщелины губы и нёба (в соответствии с исследованием Г.В. Чир-
киной, 1969).

2 Органическая или механическая дислалия - нарушении авукопроизно-
шения, обусловленные анатомическими дефектами оргаяо! артИ1 J пщии
и наблюдающиеся при сохранном слухе и сохранной инноршщии перифе­
рического аппарата речи.


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

имеющиеся у ребенка аномалии строения периферического аппа­рата речи для того, чтобы последующая логопедическая работа была эффективной. В некоторых случаях коррекция недостатков звукопроизношения проводится по традиционным методикам до или в течение клинического (ортодонтического) лечения, но зача­стую не приводит к должному результату.

В связи с этим встает ряд вопросов. Во-первых, в каждом ли случае правомерно заключение «органическая дислалия»? Во-вто­рых, какие аспекты необходимо учитывать в первую очередь при проведении клинико-педагогической диагностики таких детей для определения механизмов и структуры речевого дефекта, форми­рования правильного логопедического заключения и разработки путей коррекции? В-третьих, какие методы следует использовать при логопедическом воздействии для достижения необходимых

результатов?

На практике мы наблюдали случаи, когда у детей на фоне де­фектов строения органов артикуляции отмечался нормальный аку­стический эффект при произношении звуков в речевом потоке. При этом артикуляционные уклады не всегда соответствовали общепри­нятым нормам. У таких детей выявлялось хорошее развитие фо­нематических процессов (в частности, фонематического восприя­тия) и достаточная активность и пластичность подвижных орга­нов артикуляции (нижней челюсти, языка, губ, мягкого нёба), сви­детельствующие о сохранной иннервации периферического аппа­рата речи и достаточной сформированности артикуляторного прак-сиса (произвольных артикуляционных движений). Четкое произ­ношение было результатом приспособления подвижных органов артикуляции к имеющимся деформациям зубочелюстной системы и/или ротовой полости под контролем речевого слуха и выработки адаптированных артикуляционных позиций, не всегда соответ­ствующих общепринятым артикуляционным нормам, но дающих необходимый акустический эффект при произношении звуков изо­лировано и в речевом потоке.

Способность детей с анатомическими деформациями органов артикуляции к развитию приспособительного (адаптационного) про­изношения в своих работах отмечали такие авторы, как М.А. Пис­кунов (1962), Л.Н. Чучалина (1978), Б.М. Гриншпун (1992) и др.


 
 

Ч

Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

М.А. Пискунов считал, что своеобразие конфигурации орга­нов артикуляции и главным образом их соотношения при опреде­ленных условиях затрудняет (но не исключает!) правильное фор­мирование того или иного артикуляционного уклада, то есть яв­ляется важным фактором, предрасполагающим к формированию укладов косноязычного произношения. Вместе с тем, отмечал ав­тор, следует иметь в виду, что исключительная гибкость и приспо­собляемость языка ведут к большему или меньшему преодолению малоблагоприятных конфигураций и соотношений органов поло­сти рта и значительно снижают этиологическую их значимость1.

По мнению Б.М. Гриншпуна, факты нормального звукопро-изношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о высо­ких компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение даже при нарушенных условиях2.

М.Ф. Фомичева отмечала, что врожденные дефекты перифе­рического речевого аппарата чаще всего являются лишь предрас­полагающими к появлению нарушений звукопроизношения, по­скольку у физически и психически здорового ребенка при правиль­ном речевом воспитании в большинстве случаев находятся есте­ственные возможности компенсации такого дефекта3.

Следовательно, дети, имеющие относительно нормальное зву-копроизношение при выраженных деформациях органов артику­ляции в силу своих достаточно высоких компенсаторных возмож­ностей, в процессе ортодонтического исправления анатомических дефектов могут легко адаптироваться к новой, соответствующей норме конфигурации органов зубочелюстной системы и ротовой полости и выработать правильные артикуляционные уклады са­мостоятельно или с небольшой помощью специалиста. Речевой прогноз таких детей при ортодонтическом лечении благоприятен.

1 Пискунов МЛ. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязы­
чия. - М.: МЕДГИЗ, 1962. - С. 80-81.

2 Гриншпун Б.М. Дислалия // В кн. «Логопедия: Учеб. для студентов де-
фектол. фак. пед. ин-тов» / Л.С. Волкова, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред.
Л.С. Волковой. - 2-е изд. - В 2 кн. Кн. 1. - М.: Просвещение: Владос,
1995.-С. 77.

3 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Прак­
тикум по логопедии. - М.: Просвещение, 19Н9. (


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

Они достаточно редко нуждаются в логопедической помощи в про­цессе или после ортодонтической коррекции.

Что же касается детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, сочетающиеся с деформациями строения органов артикуляции, то здесь следует рассмотреть несколько вариантов проявления таких сочетанных дефектов.

» По нашему мнению, о так называемой «чистой» органичес­кой (механической) дислалии можно говорить в том случае, когда нарушения звукового оформления речи являются результатом не­правильно сформировавшихся артикуляционных позиций, кото­рые обусловлены выраженными аномалиями строения зубочелю­стной системы и ротовой полости, жестко ограничивающими под­вижность органов артикуляции (при этом у ребенка нормально развиты фонематические процессы и сохранна иннервация пери­ферического аппарата речи).*

* Если у ребенка при сохранной иннервации артикуляционно­го аппарата дефекты звукопроизношения, наблюдающиеся на фоне деформации строения органов артикуляции, сочетаются с наруше­нием фонематического восприятия, то в этом случае уместно гово­рить о комбинации органической дислалии с функциональной фо­нематической (Б.М. Гриншпун, 1995).»

И, наконец, рассмотрим наиболее сложный и, как показыва­ет практика, достаточно часто встречающийся у детей вариант проявления сочетания звукопроизносительных расстройств с ана­томическими дефектами органов артикуляции.

Исследуя различные формы дислалии, Л.В. Мелихова отме­чала, что в логопедической работе при механической дислалии неблагоприятными оказываются смешанные случаи, когда кроме дефекта в строении периферического аппарата речи имеется еще стёртая форма дизартрии1. В таких случаях исправление речи силь­но замедляется, и иногда не удается сформировать правильное произношение всех звуков речи2.

1 Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловлен­
ное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

2 Мелихова JI.B. Дифференциация дислалии // В сб. «Очерки по патоло­
гии речи и голоса» / Под ред. С.С. Ляпидевского. - Вып. 3. - М.: Просве­
щение, 1967. - С. 77-97.


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

Как показывают исследования многих специалистов (в том числе Г. Гуцмана, М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской, Л.В. Мелиховой, М.А. Поваляевой и др.), на практике и в обыч­ных условиях проявления дислалии очень часто смешиваются с проявлениями дизартрии легкой степени выраженности1, что же говорить о случаях, когда нарушения звукопроизношения ослож­нены наличием выраженных анатомических деформаций органов артикуляции.

Следовательно, наиболее тяжелым вариантом проявления сочетания звукопроизносительных расстройств с анатомическими дефектами органов артикуляции у рассматриваемой нами катего­рии детей являются случаи дизартрии легкой и средней степени выраженности, осложненные аномалиями органов периферичес­кого аппарата речи.

Таким образом, для формирования правильного представле­ния о механизмах и структуре речевого дефекта у ребенка, имею­щего нарушения фонетической стороны речи и деформации строе­ния органов артикуляции, и проведения эффективной дифферен­цированной логопедической работы необходима подробная клини-ко-педагогическая диагностика.

В 1999-2000 гг. на базе массовых учебно-воспитательных уч­реждений г. Москвы было проведено диагностическое изучение дошкольников (80 детей в возрасте от 3 до 7 лет) и младших школь­ников (80 детей в возрасте от 7 до 9 лет), включавшее речевое и ортодонтическое обследование2, с целью выявления зубочелюст-ных аномалий молочного и начинающего формироваться сменно­го прикусов, деформаций строения органов ротовой полости и де­фектов звукопроизношения, их взаимосвязи и частоты появления у детей разного возраста. В результате этого исследования были сделаны следующие выводы (которые, по нашему мнению, необ­ходимо учитывать при построении логопедической работы с деть-


____________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

м и, имеющими нарушения фонетической стороны речи, осложнен-ИЫе анатомическими деформациями артикуляционных органов):

• Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих
к нарушениям произношения звуков речи или сочетающих­
ся с ними, наиболее распространены анатомические дефор­
мации зубочелюстной системы, реже встречаются дефекты
строения органов ротовой полости (уздечек языка и верхней

губы).

• Чем раньше проявилась анатомическая деформация органов
артикуляции, тем больше риск появления устойчивых дефек­
тов фонетического строя речи.

• Патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и
стойкие нарушения звукового оформления речи, нежели зу-
бочелюстные аномалии, проявившиеся только в постоянном

прикусе.

• У детей школьного возраста, имеющих патологии постоянно­
го прикуса, нарушения фонетического строя речи встречают­
ся в два-три раза реже, чем у дошкольников с выраженными
аномалиями молочного прикуса.

• Чем раньше была выявлена патология языка, губ или зубоче­
люстной системы и начата комплексная работа по устране­
нию анатомических дефектов артикуляционных органов, ис­
правлению нарушений звукопроизношения и развитию фо­
нематических процессов, тем быстрее и эффективнее можно
добиться положительных результатов в коррекции звукопро-
износительного расстройства.



1 В дальнейшем в нашей работе мы будем употреблять этот термин, сино­
нимичный понятию «стёртая форма дизартрии».

2 Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинским аспек­
ты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. -
2000. -№ 4. -С. 22-31.



Диагностика и коррекция звукопроизноситель ных расстройств у детей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: