Каков же основной контингент детей, нуждающийся в специальной- системе диагностических мероприятий, которую мы предлагаем вашему вниманию?
Как правило, это дети дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающиеся и обучающиеся в обычных массовых дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждениях. Они имеют соответствующий возрастной норме уровень психического и общего речевого развития. Основная проблема, которая беспокоит их родителей и с которой они обращаются к логопеду, -нечеткое, «смазанное» звукопроизношение, наблюдающееся на фоне различных нетяжелых1, но достаточно выраженных анатомических деформаций органов артикуляции. При этом в большинстве случаев речевой диагноз, встречающийся в обменных картах таких детей, - органическая (механическая) дислалия2. В подобных ситуациях родители часто получают совет сначала исправить
1 Под тяжелыми дефектами строения артикуляционного аппарата мы подра
зумеваем расщелины губы и нёба (в соответствии с исследованием Г.В. Чир-
киной, 1969).
|
|
2 Органическая или механическая дислалия - нарушении авукопроизно-
шения, обусловленные анатомическими дефектами оргаяо! артИ1 J пщии
и наблюдающиеся при сохранном слухе и сохранной инноршщии перифе
рического аппарата речи.
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
имеющиеся у ребенка аномалии строения периферического аппарата речи для того, чтобы последующая логопедическая работа была эффективной. В некоторых случаях коррекция недостатков звукопроизношения проводится по традиционным методикам до или в течение клинического (ортодонтического) лечения, но зачастую не приводит к должному результату.
В связи с этим встает ряд вопросов. Во-первых, в каждом ли случае правомерно заключение «органическая дислалия»? Во-вторых, какие аспекты необходимо учитывать в первую очередь при проведении клинико-педагогической диагностики таких детей для определения механизмов и структуры речевого дефекта, формирования правильного логопедического заключения и разработки путей коррекции? В-третьих, какие методы следует использовать при логопедическом воздействии для достижения необходимых
результатов?
На практике мы наблюдали случаи, когда у детей на фоне дефектов строения органов артикуляции отмечался нормальный акустический эффект при произношении звуков в речевом потоке. При этом артикуляционные уклады не всегда соответствовали общепринятым нормам. У таких детей выявлялось хорошее развитие фонематических процессов (в частности, фонематического восприятия) и достаточная активность и пластичность подвижных органов артикуляции (нижней челюсти, языка, губ, мягкого нёба), свидетельствующие о сохранной иннервации периферического аппарата речи и достаточной сформированности артикуляторного прак-сиса (произвольных артикуляционных движений). Четкое произношение было результатом приспособления подвижных органов артикуляции к имеющимся деформациям зубочелюстной системы и/или ротовой полости под контролем речевого слуха и выработки адаптированных артикуляционных позиций, не всегда соответствующих общепринятым артикуляционным нормам, но дающих необходимый акустический эффект при произношении звуков изолировано и в речевом потоке.
|
|
Способность детей с анатомическими деформациями органов артикуляции к развитию приспособительного (адаптационного) произношения в своих работах отмечали такие авторы, как М.А. Пискунов (1962), Л.Н. Чучалина (1978), Б.М. Гриншпун (1992) и др.
Ч |
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
М.А. Пискунов считал, что своеобразие конфигурации органов артикуляции и главным образом их соотношения при определенных условиях затрудняет (но не исключает!) правильное формирование того или иного артикуляционного уклада, то есть является важным фактором, предрасполагающим к формированию укладов косноязычного произношения. Вместе с тем, отмечал автор, следует иметь в виду, что исключительная гибкость и приспособляемость языка ведут к большему или меньшему преодолению малоблагоприятных конфигураций и соотношений органов полости рта и значительно снижают этиологическую их значимость1.
По мнению Б.М. Гриншпуна, факты нормального звукопро-изношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о высоких компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение даже при нарушенных условиях2.
М.Ф. Фомичева отмечала, что врожденные дефекты периферического речевого аппарата чаще всего являются лишь предрасполагающими к появлению нарушений звукопроизношения, поскольку у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные возможности компенсации такого дефекта3.
Следовательно, дети, имеющие относительно нормальное зву-копроизношение при выраженных деформациях органов артикуляции в силу своих достаточно высоких компенсаторных возможностей, в процессе ортодонтического исправления анатомических дефектов могут легко адаптироваться к новой, соответствующей норме конфигурации органов зубочелюстной системы и ротовой полости и выработать правильные артикуляционные уклады самостоятельно или с небольшой помощью специалиста. Речевой прогноз таких детей при ортодонтическом лечении благоприятен.
1 Пискунов МЛ. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязы
чия. - М.: МЕДГИЗ, 1962. - С. 80-81.
2 Гриншпун Б.М. Дислалия // В кн. «Логопедия: Учеб. для студентов де-
фектол. фак. пед. ин-тов» / Л.С. Волкова, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред.
Л.С. Волковой. - 2-е изд. - В 2 кн. Кн. 1. - М.: Просвещение: Владос,
1995.-С. 77.
3 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Прак
тикум по логопедии. - М.: Просвещение, 19Н9. (
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
Они достаточно редко нуждаются в логопедической помощи в процессе или после ортодонтической коррекции.
Что же касается детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, сочетающиеся с деформациями строения органов артикуляции, то здесь следует рассмотреть несколько вариантов проявления таких сочетанных дефектов.
» По нашему мнению, о так называемой «чистой» органической (механической) дислалии можно говорить в том случае, когда нарушения звукового оформления речи являются результатом неправильно сформировавшихся артикуляционных позиций, которые обусловлены выраженными аномалиями строения зубочелюстной системы и ротовой полости, жестко ограничивающими подвижность органов артикуляции (при этом у ребенка нормально развиты фонематические процессы и сохранна иннервация периферического аппарата речи).*
|
|
* Если у ребенка при сохранной иннервации артикуляционного аппарата дефекты звукопроизношения, наблюдающиеся на фоне деформации строения органов артикуляции, сочетаются с нарушением фонематического восприятия, то в этом случае уместно говорить о комбинации органической дислалии с функциональной фонематической (Б.М. Гриншпун, 1995).»
И, наконец, рассмотрим наиболее сложный и, как показывает практика, достаточно часто встречающийся у детей вариант проявления сочетания звукопроизносительных расстройств с анатомическими дефектами органов артикуляции.
Исследуя различные формы дислалии, Л.В. Мелихова отмечала, что в логопедической работе при механической дислалии неблагоприятными оказываются смешанные случаи, когда кроме дефекта в строении периферического аппарата речи имеется еще стёртая форма дизартрии1. В таких случаях исправление речи сильно замедляется, и иногда не удается сформировать правильное произношение всех звуков речи2.
1 Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловлен
ное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
2 Мелихова JI.B. Дифференциация дислалии // В сб. «Очерки по патоло
гии речи и голоса» / Под ред. С.С. Ляпидевского. - Вып. 3. - М.: Просве
щение, 1967. - С. 77-97.
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
Как показывают исследования многих специалистов (в том числе Г. Гуцмана, М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской, Л.В. Мелиховой, М.А. Поваляевой и др.), на практике и в обычных условиях проявления дислалии очень часто смешиваются с проявлениями дизартрии легкой степени выраженности1, что же говорить о случаях, когда нарушения звукопроизношения осложнены наличием выраженных анатомических деформаций органов артикуляции.
|
|
Следовательно, наиболее тяжелым вариантом проявления сочетания звукопроизносительных расстройств с анатомическими дефектами органов артикуляции у рассматриваемой нами категории детей являются случаи дизартрии легкой и средней степени выраженности, осложненные аномалиями органов периферического аппарата речи.
Таким образом, для формирования правильного представления о механизмах и структуре речевого дефекта у ребенка, имеющего нарушения фонетической стороны речи и деформации строения органов артикуляции, и проведения эффективной дифференцированной логопедической работы необходима подробная клини-ко-педагогическая диагностика.
В 1999-2000 гг. на базе массовых учебно-воспитательных учреждений г. Москвы было проведено диагностическое изучение дошкольников (80 детей в возрасте от 3 до 7 лет) и младших школьников (80 детей в возрасте от 7 до 9 лет), включавшее речевое и ортодонтическое обследование2, с целью выявления зубочелюст-ных аномалий молочного и начинающего формироваться сменного прикусов, деформаций строения органов ротовой полости и дефектов звукопроизношения, их взаимосвязи и частоты появления у детей разного возраста. В результате этого исследования были сделаны следующие выводы (которые, по нашему мнению, необходимо учитывать при построении логопедической работы с деть-
____________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
м и, имеющими нарушения фонетической стороны речи, осложнен-ИЫе анатомическими деформациями артикуляционных органов):
• Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих
к нарушениям произношения звуков речи или сочетающих
ся с ними, наиболее распространены анатомические дефор
мации зубочелюстной системы, реже встречаются дефекты
строения органов ротовой полости (уздечек языка и верхней
губы).
• Чем раньше проявилась анатомическая деформация органов
артикуляции, тем больше риск появления устойчивых дефек
тов фонетического строя речи.
• Патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и
стойкие нарушения звукового оформления речи, нежели зу-
бочелюстные аномалии, проявившиеся только в постоянном
прикусе.
• У детей школьного возраста, имеющих патологии постоянно
го прикуса, нарушения фонетического строя речи встречают
ся в два-три раза реже, чем у дошкольников с выраженными
аномалиями молочного прикуса.
• Чем раньше была выявлена патология языка, губ или зубоче
люстной системы и начата комплексная работа по устране
нию анатомических дефектов артикуляционных органов, ис
правлению нарушений звукопроизношения и развитию фо
нематических процессов, тем быстрее и эффективнее можно
добиться положительных результатов в коррекции звукопро-
износительного расстройства.
1 В дальнейшем в нашей работе мы будем употреблять этот термин, сино
нимичный понятию «стёртая форма дизартрии».
2 Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинским аспек
ты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. -
2000. -№ 4. -С. 22-31.
Диагностика и коррекция звукопроизноситель ных расстройств у детей