Введение. Успех, социальная реализация и адаптация человека в совре­менном обществе напрямую связаны с его умением общаться

Успех, социальная реализация и адаптация человека в совре­менном обществе напрямую связаны с его умением общаться. Со­циокультурные условия нашей жизни предъявляют высокие тре­бования к качеству устной речи, в частности, к ее фонетической стороне.

Немаловажен и психологический аспект внешнего благопо­лучия и привлекательности человека (то есть отсутствие каких-либо внешних деформаций, в частности, лицевых патологий).

При дефектах ротовой полости, особенно зубочелюстных ано­малиях, человек часто сталкивается с комплексом проблем. Дос­таточно выраженные нарушения прикуса, изменение формы и рас­положения зубов, укорочение уздечки верхней губы, а также не­которые другие патологии периферических органов речи не толь­ко влияют на изменение пропорциональности и предрасполагают к проявлению деформации лица человека, но и осложняют арти­куляцию звуков, что ухудшает внятность речи. Эти факторы осо­бенно тяжело сказываются на неокрепшей психике маленького ре­бенка, так как формирование психологических комплексов и раз­витие депрессивных состояний, связанные с переживанием своих дефектов, может препятствовать нормальному процессу становле­ния его личности.

Помимо этого необходимо отметить ряд аспектов медицинс­кого и педагогического характера, которые свидетельствуют об актуальности затронутой нами проблемы в работе с детьми с рече­выми нарушениями для современной логопедии.

Во-первых, по данным медицинских источников и по мнению практикующих стоматологов-ортодонтов, существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстны-ми аномалиями и дефектами ротовой полости.

Во-вторых, увеличивается количество детей с речевыми на­рушениями, имеющих анатомические дефекты периферических органов речи. (По нашим наблюдениям, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с выявленными нарушения­ми звукопроизношения такие проблемы наблюдаются примерно в 15-20% случаев.)


1 "-2894

Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

Эффективная коррекция фонетической стороны речи у детей с анатомической патологией органов артикуляции требует совмест­ной комплексной работы логопеда и стоматолога-ортодонта, а иног­да и отоларинголога (в случаях аденоидных разращений, полипов в носовой полости). О «непременном контакте с врачами - отоларин­гологом и стоматологом» даже в тех случаях, «где нет выраженных пороков развития (типа расщелины нёба и верхней губы)», С.С. Ля­пидевский говорил еще в 1967 году1. Но на практике мы сталкива­емся с тем, что большинство логопедов предпочитают проводить ло­гопедическую работу после устранения анатомических деформаций артикуляционных органов при помощи ортодонтического лечения. Таким образом, наблюдается некоторое разграничение стоматоло­гического и логопедического воздействия, что увеличивает сроки коррекции речевых нарушений. Но если педагогическая работа про­водится параллельно с медицинским вмешательством, нередко на­блюдается снижение результативности логопедического воздей­ствия. Такая тенденция проявляется по ряду причин. Практикую­щие логопеды не имеют четкого представления о нетяжелых, но до­статочно выраженных анатомических деформациях зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки2, а также об особенностях развития функции жевания, глотания и речи при наличии таких аномалий. Логопеды в большинстве случаев не ориентируются даже в наиболее простой терминологии, использующейся в ортодонтии на современном этапе, а также малознакомы с существующими ме­тодами диагностики и коррекции звукопроизносительного расстрой­ства у детей с органической патологией периферического аппарата речи.

Касаясь вопроса обследования детей данной категории, необ­ходимо отметить, что, во-первых, при наличии анатомических де­фектов зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки (осо­бенно при легких патологиях) не всегда наблюдаются нарушения звукопроизношения; во-вторых, при недостатках произноситель-

Введение

1 Ляпидевский С.С. Логопедия и смежные науки // В сб. «Очерки по пато­логии речи и голоса» / Под ред. С.С. Ляпидевского. - Вып.;}. М.: Про­свещение, 1967. - С. 9-10.

2 Мы не рассматриваем расщелины нёба и губы, которые относятся к кате­гории тяжелых дефектов анатомического строен и я «•, i >ти куляции.

ной стороны анатомические деформации периферических органов речи не всегда являются первопричиной появления звукопроиз­носительных дефектов, но всегда - фактором, осложняющим про­цесс артикуляции. Поэтому специалист, проводящий логопедичес­кое обследование ребенка с анатомическими патологиями артику­ляционных органов, должен быть очень внимателен при форму­лировании заключения о структуре речевого дефекта в целом и о механизме нарушения звукопроизношения в частности. Без под­робного анализа анамнестических данных, состояния артикуля ционной моторики, иннервации периферических органов речи, фонематических процессов и ряда других факторов невозможно составить адекватное представление об этиологии и характере ре­чевого нарушения, а также правильно построить логопедическую работу и прогнозировать возможный результат речевой коррекции. Мы считаем, что работа по выявлению и устранению наруше­ний произносительной стороны речи, осложненных наличием ана­томических дефектов артикуляционных органов, должна вестись на основе взаимосвязи педагогических и клинических методик, адаптированных к логопедической практике.

В данном пособии освещаются теоретические и практические стороны нескольких (чрезвычайно важных, на наш взгляд) аспектов дифференциальной диагностики детей со звукопроизносительными расстройствами, сочетающимися с нетяжелыми анатомическими ано­малиями периферических органов речи, - подробное обследование состояния органов артикуляции, дыхательной функции, мимичес­кой и артикуляционной моторики и фонетической стороны речи. В пособии содержатся методические рекомендации к работе по коррек­ции нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих анатомичес­кие дефекты зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглот­ки. Ряд методических приемов был заимствован из медицинской практики и адаптирован к логопедической работе.

Пособие подготовлено Н.Ю. Григоренко, старшим препода­вателем кафедры логопедии МГПУ (введение, главы 1, 2, прило­жения) и С.А. Цыбульским, врачом-ортодонтом детской стомато­логической поликлиники № 63 Западного округа г. Москвы (п. 1.6 из главы 1).


Глава 1

Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи, осложненные нетяжелыми, но достаточно выраженными деформациями строения органов артикуляции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: