Основные этапы диагностического обследования

Методика клинико-диагностического обследования детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи, сочетающиеся с анатомическими деформациями органов артикуляции, предус­матривает следующие аспекты (см. Приложение 2):

1. Оценку физического и неврологического состояния детей.

2. Изучение строения органов артикуляции (с учетом клини­
ческой оценки характера выявленных патологий и сопутствующих
им функциональных нарушений).

3. Исследование состояния артикуляционной и мимической
моторики, а также моторики кистей и пальцев рук.

4. Углубленное изучение звукопроизношения, просодики и
фонематических процессов при логопедическом обследовании ре­
чевой деятельности детей.

1.5. Оценка физического и неврологического
состояния детей

Анализ физического и неврологического статуса проводится на основе анамнестических данных, заключений педиатра, отола­ринголога, окулиста, детского невропатолога (или психоневроло­га), хирурга (или ортопеда). Эта информация может быть получе­на из медицинской документации, бесед с родителями и наблюде­ний за детьми. Для более продуктивного сбора данных родителям может быть предложена специальная анкета (см. Приложение 1), которая заполняется во время диагностического обследования их ребенка или выдается родителям для заполнения дома.

При изучении анамнестических данных учитываются фак­торы риска, выявленные до рождения ребенка и связанные с на­личием у родителей и родственников речевых расстройств, нервно-психических и хронических заболеваний; особенности протекания беременности и родов; состояние ребенка при рождении (наличие и характер асфиксии, перинатального поражения центральной нервной системы).

Отмечаются особенности постнатального развития ребенка: характер вскармливания, раннее психомоторное развитие (когда


_________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

НАЧАЛ держать головку, сидеть, стоять, ходить), перенесенные за­болевания.

Выявляются факторы формирования речевой деятельности: прем я появления и особенности голосовых и речевых реакций (кри­ки, гуления, лепета, первых слов, начала фразовой речи); после­дующее развитие речевой функции (наличие или отсутствие дефек­том слоговой структуры слов, аграмматизмов, характерные особен­ности понимания речи окружающих); характеристика речевой среды, в которой воспитывался ребенок.

Учитываются данные нервно-психического и физического состояния ребенка на момент обследования: состояние зрения, слуха; соматическая ослабленность, подверженность респиратор-но-вирусным заболеваниям; нарушение функции физиологичес­кого дыхания и обусловленность этого нарушения (уменьшение объема носовых полостей из-за искривления носовой перегород­ки, полипов в носовой полости, хронических ринитов, аденоидных разрастаний и т.д.); нарушение осанки. Для получения этих дан-пых логопед направляет ребенка на консультацию к педиатру, оку­листу, отоларингологу, детскому невропатологу (или психоневро­логу), хирургу (или ортопеду), а также к стоматологу-терапевту (для оценки целостности зубов и состояния зубной эмали) и стома­тологу-ортодонту (для подробного обследования строения зубоче-люстной системы и ротовой полости).

В рамках обследования физического состояния детей логопед отмечает особенности их внешнего облика, наличие и характер вредных привычек.


 
 

Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: