Методика клинико-диагностического обследования детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи, сочетающиеся с анатомическими деформациями органов артикуляции, предусматривает следующие аспекты (см. Приложение 2):
1. Оценку физического и неврологического состояния детей.
2. Изучение строения органов артикуляции (с учетом клини
ческой оценки характера выявленных патологий и сопутствующих
им функциональных нарушений).
3. Исследование состояния артикуляционной и мимической
моторики, а также моторики кистей и пальцев рук.
4. Углубленное изучение звукопроизношения, просодики и
фонематических процессов при логопедическом обследовании ре
чевой деятельности детей.
1.5. Оценка физического и неврологического
состояния детей
Анализ физического и неврологического статуса проводится на основе анамнестических данных, заключений педиатра, отоларинголога, окулиста, детского невропатолога (или психоневролога), хирурга (или ортопеда). Эта информация может быть получена из медицинской документации, бесед с родителями и наблюдений за детьми. Для более продуктивного сбора данных родителям может быть предложена специальная анкета (см. Приложение 1), которая заполняется во время диагностического обследования их ребенка или выдается родителям для заполнения дома.
|
|
При изучении анамнестических данных учитываются факторы риска, выявленные до рождения ребенка и связанные с наличием у родителей и родственников речевых расстройств, нервно-психических и хронических заболеваний; особенности протекания беременности и родов; состояние ребенка при рождении (наличие и характер асфиксии, перинатального поражения центральной нервной системы).
Отмечаются особенности постнатального развития ребенка: характер вскармливания, раннее психомоторное развитие (когда
_________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
НАЧАЛ держать головку, сидеть, стоять, ходить), перенесенные заболевания.
Выявляются факторы формирования речевой деятельности: прем я появления и особенности голосовых и речевых реакций (крики, гуления, лепета, первых слов, начала фразовой речи); последующее развитие речевой функции (наличие или отсутствие дефектом слоговой структуры слов, аграмматизмов, характерные особенности понимания речи окружающих); характеристика речевой среды, в которой воспитывался ребенок.
Учитываются данные нервно-психического и физического состояния ребенка на момент обследования: состояние зрения, слуха; соматическая ослабленность, подверженность респиратор-но-вирусным заболеваниям; нарушение функции физиологического дыхания и обусловленность этого нарушения (уменьшение объема носовых полостей из-за искривления носовой перегородки, полипов в носовой полости, хронических ринитов, аденоидных разрастаний и т.д.); нарушение осанки. Для получения этих дан-пых логопед направляет ребенка на консультацию к педиатру, окулисту, отоларингологу, детскому невропатологу (или психоневрологу), хирургу (или ортопеду), а также к стоматологу-терапевту (для оценки целостности зубов и состояния зубной эмали) и стоматологу-ортодонту (для подробного обследования строения зубоче-люстной системы и ротовой полости).
|
|
В рамках обследования физического состояния детей логопед отмечает особенности их внешнего облика, наличие и характер вредных привычек.
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей