В специальной педагогической литературе термин «анатомические дефекты органов артикуляционного отдела» объединяет органические нарушения костного и мышечного строения подвижных и неподвижных органов звукопроизводящего отдела периферического аппарата речи: верхней и нижней челюстей с расположенными на них зубами и альвеолярными отростками, твердого и мягкого нёба, языка и губ (органов, образующих ротовую полость, или так называемый ротовой резонатор), а также носовой полости и носоглотки. В нашей работе мы рассматриваем нетяжелые, но достаточно выраженные деформации строения зу-бочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки (или носового резонатора).
Данные анатомические аномалии могут осложнять не только процесс артикулирования звуков речи, но и функцию жевания и глотания (следовательно, в некоторой степени и функцию пищеварения), а также в ряде случаев - дыхательную функцию. В то же время при нарушениях функции некоторых подвижных органов артикуляции (языка, губ), обусловленных, например, недостаточной иннервацией периферического аппарата речи, могут наблюдаться привычные патологические позы этих артикуляционных органов: прокладывание языка между зубами в состоянии покоя, а также во время процессов жевания, глотания и речи; нарушение тонуса губной мускулатуры, вследствие чего не оказывается дос-таточного давления на зубы со стороны губ, необходимого для нормального формирования зубных рядов, и т.д. Эти патологические позы могут отрицательно влиять на развивающуюся зубочелюст-ную систему ребенка.
|
|
Формирование целостного представления о механизмах и структуре комбинированного дефекта, при котором нарушения звукопроизношения сочетаются с анатомическими дефо | > м; 111, i i я ми органов артикуляционного аппарата, может осущестиля ri.oi только с учетом этиологии аномалий зубочелюсп к»ii СИ0Т4МЫ, ротовой полости и носоглотки, а также речевых расстрой* п
____________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
Доля наследственных аномалий зубочелюстной системы, по наблюдениям М.П. Водолацкого и Б.Г. Бабаниной (1986), невелика (14% от общего числа).
Значительно чаще отмечаются дефекты зубов и челюстей, обусловленные нарушением обмена веществ формирующегося организма ребенка под действием неблагоприятных факторов внешней среды в пренатальный и постнатальный периоды. В патологический процесс вовлекаются железы внутренней секреции, регулирующие фосфорно-кальциевый обмен (Ю. А. Беляков, 1983). Наиболее тяжелые нарушения наблюдаются при рахите. Это может быть спровоцировано различными факторами: токсикозом матери во время беременности, эндокринными расстройствами, болезнями сердечно-сосудистой системы, дисфункциями коры надпочечников, щитовидной и паращитовидной желез, передней доли гипофиза, гипоплазией кожных потовых желез, инфекционными заболеваниями матери и ребенка, алкоголизмом и курением родителей, сильными стрессами и профессиональными экологическими нарушениями (работа с лаками, красками, химическими реактивами) матери в период беременности и т.п. (Л.И. Камышева, Л.Т. Теблоева, Т.П. Сашенкова, 1993). Такие же патологические факторы могут обуславливать проявление речевых расстройств.
|
|
Следовательно, можно предположить, что деформации строения органов артикуляции (в частности, зубочелюстные аномалии) являются лишь механическими факторами, осложняющими формирование фонетической стороны речи и действующими на общем фоне нарушения минерального обмена в тканях (костной, мышечной, нервной), свидетельствующем о неблагополучии организма.
Кроме того, пороки развития зубочелюстной системы и ротовой полости, при которых затрудняется откусывание, пережевывание, глотание пищи, могут ухудшить пищеварительную функцию, что приводит к ослаблению формирующегося организма ребенка и затрудняет его адаптацию к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды (Ф.Я. Хорошилкина, Ю.М. Малыгин, 1999). В работах Н.И. Красногорского (1958), М.Е. Хватцева(1959) отмечалось, что «даже относительно легкие нарушения питания
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
задерживают нормальное развитие речи» у маленьких детей, так как «при этом резко падает образование условных рефлексов»1.
Появление деформаций строения органов артикуляции и речевых расстройств может быть обусловлено патологией в родах. В некоторых случаях при неправильном проведении родовспомогательных мероприятий, применении специальных приспособлений (щипцов, вакуума и т.п.), приводящих к родовой травме, могут наблюдаться повреждения как нервной системы, так и костно-мышечного аппарата челюстно-лицевой области младенца.
Помимо ранее перечисленных этиологических факторов такие авторы, как В.Я. Дымшиц (1974), А.А. Погодина (1958), А.А. Ахмедов (1986) и др., считают одной из причин развития деформаций зубочелюстной системы искусственное вскармливание, при котором нарушается процесс сосания, обеспечивающий на ранних этапах жизни малыша нормальное формирование костно-мышечной системы челюстно-лицевой области и ее двигательных функций.
Л.И. Камышева, Л.Т. Теблоева, Т.П. Сашенкова (1993) отмечают, что часто патологии развития зубочелюстной системы могут возникать вследствие нарушений носового дыхания, обусловленных заболеваниями органов дыхания и проявляющихся в недостаточной или полной непроходимости носовых ходов. Носовое дыхание нарушается вследствие аденоидных разрастаний, увеличения миндалин, хронических ринитов, тонзиллитов и т.д., в связи с чем ребенок вынужден дышать ртом.
При нормальном носовом дыхании во время вдоха в полости рта образуется отрицательное давление, а в момент выдоха - равномерное положительное. В результате такого уравновешенного давления развивается нормальная форма челюсти. При ротовом дыхании эти условия нарушаются, и верхняя челюсть формируется при постоянном сдавливании, что приводит к образованию различных патологий ее строения.
Эти же авторы указывают на то, что дети с нарушением носового дыхания (вследствие аденоидов или увеличения миндалин) имеют характерные внешние черты: узкое лицо, уплощенное в
1 Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М.: Аквариум; СПб.: Дельта, 1996. - С. 85-86.
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
|
|
Ореднем отделе, при этом носогубные складки плохо выражены, рот постоянно приоткрыт.
Но необходимо отметить, что роль ротового дыхания в генезе иубочелюстных аномалий полностью не выявлена. Например, Л.А. Погодина (1958) считает, что нет полной закономерной связи между патологическим прикусом и нарушением физиологического (носового) дыхания.
Однако нельзя не учитывать, что нарушения функции носового резонатора, наблюдающиеся при этом, отрицательно сказываются на речевой деятельности, в частности, обуславливают расстройства тембра голоса и затрудняют дифференциацию носовых и ротовых звуков в речи.
В исследованиях Л.М. Грековой (1970), В.Я. Дымшиц (1974), Л.Н. Чучалиной (1976), С.А. Зуфарова, Б.Б. Байжанова (1981) и др. значительная роль в появлении зубочелюстных аномалий отводится вредным привычкам, отмечающимся у детей и подростков.
В.П. Окушко (1975) выделяет три группы вредных привычек:/ 1) сосание и прикусывание пальцев, губ, щек, посторонних пред-] метов; 2) аномалии функций: неправильное глотание и привычка S надавливать языком на зубы, нарушение функции жевания, ротовое дыхание, неправильная речевая артикуляция; 3) фиксированные позы, определяющие неправильное положение нижней челюсти и языка.
В работах Г.И. Масловой, Г.Г. Чупина (1972), Л.А. Разумовского (1988), В.Д. Куроедовой (1991) и др. указывается на появление вредных привычек (в частности, сосания пальцев, губ) у здоровых детей во время соматических и инфекционных заболеваний, стрессовых ситуаций (например, при поступлении в детский сад, школу), в результате тяжелых семейных ситуаций (алкоголизма родителей, развода, смерти близких). Вредные привычки часто*4 сочетаются с невротическими состояниями, нарушениями сна, сла-бовыраженными фобиями, вегетативными расстройствами, астеническими состояниями, инфантилизмом.
Ф.Я. Хорошилкина, Ю.М. Малыгин (1999) обращали внимание на то, что от функционального состояния опорно-двигательной системы зависит осанка человека. Зафиксированные позотоничес-кие рефлексы, обусловленные вредными привычками, приводят к
|
|
**Ъ Hi
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей_____ ^
неправильной позе тела, предрасполагающей в свою очередь к развитию зубочелюстных аномалий. В исследованиях В.П. Окушко (1975), А.И. Бетельмана, А.И. Позднякова (1965) и др. отмечалось, что привычное неправильное положение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в кулак) способствует несимметричному развитию челюстей, чаще одностороннему сужению зубных дуг, смещению нижней челюсти. В.Ю. Курляндский (1957) обращал внимание на то, что привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к нарушению роста челюстей (при запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при этом ее мышцы находятся в патологически натянутом состоянии и препятствуют росту нижней челюсти, в результате чего образуется дистальный прикус; при высоком изголовье спального места голова ребенка нагибается вперед, мягкие ткани шеи расслабляются и нижняя челюсть смещается вперед, что обуславливает формирование мезиального прикуса).
К развитию аномалий прикуса предрасполагает также неправильная посадка за столом, партой, привычка поддерживать голову ладонями или опираться одновременно на локоть и подбородком на руку. В.Л. Страковская (1987) уделяла особое внимание детям с зубочелюстными аномалиями и нарушением осанки, считая эти дефекты наиболее часто сочетаемыми друг с другом, а в ряде случаев - взаимообусловленными и взаимно отягощающими. В.Л. Страковская указывала, что вредные привычки, возникающие в период активного роста челюстных костей, отрицательно влияют на их развитие. Они отражаются не только на целенаправленных функциях жевания и артикуляции, но и на эстетике лица, обуславливают нарушение мимики, связанное с нецеленаправленной функцией, именуемой «парафункцией».
Л.И. Камышева, Л.Т. Теблоева, Т.П. Сашенкова(1993) отмечают, что причиной, обуславливающей как нарушения осанки, так и патологии зубочелюстной системы, могут быть мышечные дис-тонии, приводящие к недостаточности функции мышц тела и че-люстно-лицевой области. В своих исследованиях Р.И. Бикмулли-на (1980) выявила, что у детей со сколиозом аномалии зубочелюстной системы встречались в 74% случаев.
____________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
Еще одной причиной, которая может спровоцировать как патологии зубочелюстной системы, так и речевые расстройства (при органическом поражении нервной системы), являются ушибы и травмы головы (в частности, челюстно-лицевой области). Ушибы 11 травмы головы в любом возрасте могут привести к потере зубов, травмированию их зачатков, нарушению целостности костно-мы-111очного аппарата лицевой области, а также в достаточно тяжелых случаях (например, при черепно-мозговой травме) к повреждению отдельных участков головного мозга, что может вызвать серьезные нервные, психические, двигательные и речевые расстройства.
Мы перечислили основные, наиболее распространенные, но далеко не все этиологические факторы, предрасполагающие к появлению нетяжелых, но достаточно выраженных деформаций строения зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки и в ряде случаев — к речевым расстройствам, в частности, к дефектам фонетического оформления речи. Но даже эти, весьма ограниченные данные свидетельствуют о необходимости тщательной комплексной клинико-педагогической диагностики речевого дефекта у детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, сочетающиеся с деформациями органов артикуляции, при проведении которой следует уделять особое внимание подробному анализу анамнестических данных.
2-2894
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расст ройств у детей