Этиологические факторы, обуславливающие появление деформаций строения органов артикуляционного отдела и речевых расстройств

В специальной педагогической литературе термин «анато­мические дефекты органов артикуляционного отдела» объединя­ет органические нарушения костного и мышечного строения под­вижных и неподвижных органов звукопроизводящего отдела пе­риферического аппарата речи: верхней и нижней челюстей с рас­положенными на них зубами и альвеолярными отростками, твер­дого и мягкого нёба, языка и губ (органов, образующих ротовую полость, или так называемый ротовой резонатор), а также носо­вой полости и носоглотки. В нашей работе мы рассматриваем не­тяжелые, но достаточно выраженные деформации строения зу-бочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки (или носо­вого резонатора).

Данные анатомические аномалии могут осложнять не только процесс артикулирования звуков речи, но и функцию жевания и глотания (следовательно, в некоторой степени и функцию пище­варения), а также в ряде случаев - дыхательную функцию. В то же время при нарушениях функции некоторых подвижных орга­нов артикуляции (языка, губ), обусловленных, например, недоста­точной иннервацией периферического аппарата речи, могут наблю­даться привычные патологические позы этих артикуляционных органов: прокладывание языка между зубами в состоянии покоя, а также во время процессов жевания, глотания и речи; нарушение тонуса губной мускулатуры, вследствие чего не оказывается дос-таточного давления на зубы со стороны губ, необходимого для нор­мального формирования зубных рядов, и т.д. Эти патологические позы могут отрицательно влиять на развивающуюся зубочелюст-ную систему ребенка.

Формирование целостного представления о механизмах и структуре комбинированного дефекта, при котором нарушения звукопроизношения сочетаются с анатомическими дефо | > м; 111, i i я ми органов артикуляционного аппарата, может осущестиля ri.oi толь­ко с учетом этиологии аномалий зубочелюсп к»ii СИ0Т4МЫ, ротовой полости и носоглотки, а также речевых расстрой* п


____________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

Доля наследственных аномалий зубочелюстной системы, по наблюдениям М.П. Водолацкого и Б.Г. Бабаниной (1986), невели­ка (14% от общего числа).

Значительно чаще отмечаются дефекты зубов и челюстей, обусловленные нарушением обмена веществ формирующегося организма ребенка под действием неблагоприятных факторов внешней среды в пренатальный и постнатальный периоды. В па­тологический процесс вовлекаются железы внутренней секреции, регулирующие фосфорно-кальциевый обмен (Ю. А. Беляков, 1983). Наиболее тяжелые нарушения наблюдаются при рахите. Это мо­жет быть спровоцировано различными факторами: токсикозом матери во время беременности, эндокринными расстройствами, болезнями сердечно-сосудистой системы, дисфункциями коры надпочечников, щитовидной и паращитовидной желез, передней доли гипофиза, гипоплазией кожных потовых желез, инфекцион­ными заболеваниями матери и ребенка, алкоголизмом и курени­ем родителей, сильными стрессами и профессиональными эколо­гическими нарушениями (работа с лаками, красками, химически­ми реактивами) матери в период беременности и т.п. (Л.И. Камы­шева, Л.Т. Теблоева, Т.П. Сашенкова, 1993). Такие же патологи­ческие факторы могут обуславливать проявление речевых рас­стройств.

Следовательно, можно предположить, что деформации стро­ения органов артикуляции (в частности, зубочелюстные анома­лии) являются лишь механическими факторами, осложняющи­ми формирование фонетической стороны речи и действующими на общем фоне нарушения минерального обмена в тканях (кост­ной, мышечной, нервной), свидетельствующем о неблагополучии организма.

Кроме того, пороки развития зубочелюстной системы и рото­вой полости, при которых затрудняется откусывание, пережевы­вание, глотание пищи, могут ухудшить пищеварительную функ­цию, что приводит к ослаблению формирующегося организма ре­бенка и затрудняет его адаптацию к постоянно изменяющимся ус­ловиям окружающей среды (Ф.Я. Хорошилкина, Ю.М. Малыгин, 1999). В работах Н.И. Красногорского (1958), М.Е. Хватцева(1959) отмечалось, что «даже относительно легкие нарушения питания


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

задерживают нормальное развитие речи» у маленьких детей, так как «при этом резко падает образование условных рефлексов»1.

Появление деформаций строения органов артикуляции и ре­чевых расстройств может быть обусловлено патологией в родах. В некоторых случаях при неправильном проведении родовспомо­гательных мероприятий, применении специальных приспособле­ний (щипцов, вакуума и т.п.), приводящих к родовой травме, мо­гут наблюдаться повреждения как нервной системы, так и костно-мышечного аппарата челюстно-лицевой области младенца.

Помимо ранее перечисленных этиологических факторов такие авторы, как В.Я. Дымшиц (1974), А.А. Погодина (1958), А.А. Ах­медов (1986) и др., считают одной из причин развития деформаций зубочелюстной системы искусственное вскармливание, при котором нарушается процесс сосания, обеспечивающий на ранних этапах жизни малыша нормальное формирование костно-мышечной сис­темы челюстно-лицевой области и ее двигательных функций.

Л.И. Камышева, Л.Т. Теблоева, Т.П. Сашенкова (1993) отме­чают, что часто патологии развития зубочелюстной системы мо­гут возникать вследствие нарушений носового дыхания, обуслов­ленных заболеваниями органов дыхания и проявляющихся в не­достаточной или полной непроходимости носовых ходов. Носовое дыхание нарушается вследствие аденоидных разрастаний, увели­чения миндалин, хронических ринитов, тонзиллитов и т.д., в свя­зи с чем ребенок вынужден дышать ртом.

При нормальном носовом дыхании во время вдоха в полости рта образуется отрицательное давление, а в момент выдоха - рав­номерное положительное. В результате такого уравновешенного давления развивается нормальная форма челюсти. При ротовом дыхании эти условия нарушаются, и верхняя челюсть формирует­ся при постоянном сдавливании, что приводит к образованию раз­личных патологий ее строения.

Эти же авторы указывают на то, что дети с нарушением носо­вого дыхания (вследствие аденоидов или увеличения миндалин) имеют характерные внешние черты: узкое лицо, уплощенное в

1 Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М.: Аквариум; СПб.: Дельта, 1996. - С. 85-86.


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

Ореднем отделе, при этом носогубные складки плохо выражены, рот постоянно приоткрыт.

Но необходимо отметить, что роль ротового дыхания в генезе иубочелюстных аномалий полностью не выявлена. Например, Л.А. Погодина (1958) считает, что нет полной закономерной связи между патологическим прикусом и нарушением физиологическо­го (носового) дыхания.

Однако нельзя не учитывать, что нарушения функции носо­вого резонатора, наблюдающиеся при этом, отрицательно сказы­ваются на речевой деятельности, в частности, обуславливают рас­стройства тембра голоса и затрудняют дифференциацию носовых и ротовых звуков в речи.

В исследованиях Л.М. Грековой (1970), В.Я. Дымшиц (1974), Л.Н. Чучалиной (1976), С.А. Зуфарова, Б.Б. Байжанова (1981) и др. значительная роль в появлении зубочелюстных аномалий отводит­ся вредным привычкам, отмечающимся у детей и подростков.

В.П. Окушко (1975) выделяет три группы вредных привычек:/ 1) сосание и прикусывание пальцев, губ, щек, посторонних пред-] метов; 2) аномалии функций: неправильное глотание и привычка S надавливать языком на зубы, нарушение функции жевания, рото­вое дыхание, неправильная речевая артикуляция; 3) фиксирован­ные позы, определяющие неправильное положение нижней челю­сти и языка.

В работах Г.И. Масловой, Г.Г. Чупина (1972), Л.А. Разумовс­кого (1988), В.Д. Куроедовой (1991) и др. указывается на появле­ние вредных привычек (в частности, сосания пальцев, губ) у здо­ровых детей во время соматических и инфекционных заболеваний, стрессовых ситуаций (например, при поступлении в детский сад, школу), в результате тяжелых семейных ситуаций (алкоголизма родителей, развода, смерти близких). Вредные привычки часто*4 сочетаются с невротическими состояниями, нарушениями сна, сла-бовыраженными фобиями, вегетативными расстройствами, асте­ническими состояниями, инфантилизмом.

Ф.Я. Хорошилкина, Ю.М. Малыгин (1999) обращали внима­ние на то, что от функционального состояния опорно-двигательной системы зависит осанка человека. Зафиксированные позотоничес-кие рефлексы, обусловленные вредными привычками, приводят к




**Ъ Hi



Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей_____ ^

неправильной позе тела, предрасполагающей в свою очередь к раз­витию зубочелюстных аномалий. В исследованиях В.П. Окушко (1975), А.И. Бетельмана, А.И. Позднякова (1965) и др. отмечалось, что привычное неправильное положение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в кулак) способствует несимметричному раз­витию челюстей, чаще одностороннему сужению зубных дуг, сме­щению нижней челюсти. В.Ю. Курляндский (1957) обращал вни­мание на то, что привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к нарушению роста челюстей (при запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при этом ее мышцы находятся в патологически натянутом состоянии и препятствуют росту нижней челюсти, в ре­зультате чего образуется дистальный прикус; при высоком изголо­вье спального места голова ребенка нагибается вперед, мягкие тка­ни шеи расслабляются и нижняя челюсть смещается вперед, что обуславливает формирование мезиального прикуса).

К развитию аномалий прикуса предрасполагает также непра­вильная посадка за столом, партой, привычка поддерживать голо­ву ладонями или опираться одновременно на локоть и подбород­ком на руку. В.Л. Страковская (1987) уделяла особое внимание детям с зубочелюстными аномалиями и нарушением осанки, счи­тая эти дефекты наиболее часто сочетаемыми друг с другом, а в ряде случаев - взаимообусловленными и взаимно отягощающими. В.Л. Страковская указывала, что вредные привычки, возникаю­щие в период активного роста челюстных костей, отрицательно влияют на их развитие. Они отражаются не только на целенаправ­ленных функциях жевания и артикуляции, но и на эстетике лица, обуславливают нарушение мимики, связанное с нецеленаправлен­ной функцией, именуемой «парафункцией».

Л.И. Камышева, Л.Т. Теблоева, Т.П. Сашенкова(1993) отме­чают, что причиной, обуславливающей как нарушения осанки, так и патологии зубочелюстной системы, могут быть мышечные дис-тонии, приводящие к недостаточности функции мышц тела и че-люстно-лицевой области. В своих исследованиях Р.И. Бикмулли-на (1980) выявила, что у детей со сколиозом аномалии зубочелюс­тной системы встречались в 74% случаев.


____________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

Еще одной причиной, которая может спровоцировать как па­тологии зубочелюстной системы, так и речевые расстройства (при органическом поражении нервной системы), являются ушибы и травмы головы (в частности, челюстно-лицевой области). Ушибы 11 травмы головы в любом возрасте могут привести к потере зубов, травмированию их зачатков, нарушению целостности костно-мы-111очного аппарата лицевой области, а также в достаточно тяжелых случаях (например, при черепно-мозговой травме) к повреждению отдельных участков головного мозга, что может вызвать серьез­ные нервные, психические, двигательные и речевые расстройства.

Мы перечислили основные, наиболее распространенные, но далеко не все этиологические факторы, предрасполагающие к по­явлению нетяжелых, но достаточно выраженных деформаций строения зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки и в ряде случаев — к речевым расстройствам, в частности, к дефек­там фонетического оформления речи. Но даже эти, весьма ограни­ченные данные свидетельствуют о необходимости тщательной ком­плексной клинико-педагогической диагностики речевого дефекта у детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, сочета­ющиеся с деформациями органов артикуляции, при проведении которой следует уделять особое внимание подробному анализу анамнестических данных.




2-2894



Диагностика и коррекция звукопроизносительных расст ройств у детей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: