Фирма в условиях чистой монополии

Рынки, на которых либо продавцы, либо покупатели принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являет­ся несовершенно конкурентными. Несовершенно конкурентными рынками являются: монополия, монополистическая конкуренция и олигопо­лия.

Несовершенная конкуренция – вид конкуренции, в условиях которой имеется возможность продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену.

Наиболее распространенными предпосылками несовершенной конкуренции являются:

· значительная доля на рынке у отдельных производителей;

· наличие барьеров проникновения в отрасль;

· неоднородность продукции;

· несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Обобщающим критерием, позволяющим относить тот или иной рынок к категории несовершенной конкуренции, является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции (или отрицательный наклон кривой спроса).

Q
D
Р

Рис.7.5 Кривая спроса на продукцию фирмы при несовершенной конкуренции (критерий несовершенной конкуренции)

Второй общей закономерностью рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста валового дохода фирмы. Напомним, TR = P×Q, с ростом производства цены падают, т.е. один сомножитель увеличивается, но другой уменьшается. Кривая валового дохода имеет некоторый максимум. Для простейшего случая линейной зависимости это легко доказывается математически: Qd = a bP, TR = P × Q. Выразив Р из уравнения спроса и подставив в уравнение валового дохода получим: TR= аQ/b—Q2/b. График функции этого типа представляет собой параболу, достигающую максимума в некоторой точке и имеющей обращенные вниз ветви (рис.7.6 а).

MR D= P
Р
а) Q б) Q
Р
TR

Рис.7.6 Динамика валового дохода (TR), кривых спроса (D) и предельного дохода (MR) фирмы при несовершенной конференции

Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции является ускоренное падение предельного дохода фирмы (TR)по сравнению со снижением цен (Р) на ее продукцию (рис. 7.6 б).

Поясним причины такой динамики с помощью простого числового примера:

Q P TR МR
       
       
       

Ускоренное падение предельного дохода вызвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции не только увеличивает доход на величину ее стоимости, но и сокращает его на сумму удешевления всех предыдущих единиц. Значение данной закономерности велико, поскольку динамика предельного дохода является важнейшим фактором, диктующим выбор оптимального объема производства (MR=MC).

Монополияэто рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара и услуги путем ограничения своего собствен­ного объема выпуска.

Основные признаки монополии:

· фирма является единственным производителем или продавцом това­ра или услуги, следовательно, границы отрасли и границы фирмы совпадают;

· нет близких заменителей продукции, производимой данной монопо­лией, то есть этот товар является уникальным. Для покупателя это означает отсутствие альтернатив выбора, он вынужден или брать данный товар, или обходиться без него;

· фирма осуществляет ценовой диктат, так как контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены товара, манипулируя количеством предложенного продукта;

· наличие реальных барьеров, препятствующих входу в отрасль:

во-первых, эффект масштаба производства. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений, а фирма-монополист, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции и уничтожить конкурента;

во-вторых, санкционированные государством исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца на транспортные услуги, услуги связи, газоснабжение. Но взамен правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью;

в-третьих, права на научно технические достижения (патенты и лицензии). Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям-новаторам монопольные позиции на рынке;

в-четвертых, монопольное владение источниками сырья (земли с особыми свойствами, уникальные источники сырья). Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками стратегического для данного производства ресурса;

в-пятых, нечестная конкуренция (лишение конкурентов доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта; демпинг умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурентов; реклама и связь с общественностью).

Важным частным случаем монополистической структуры рынка, формирующейся на основе преимуществ крупного производства являются естественные монополии

Естественная монополия возникает в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм.

В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия превышает половину размера рынка. Поэтому, чем крупнее компания, тем ниже долгосрочные средние издержки.Как правило, естественная монополия базируется на владении уникальными природными ресурсами. Например, электрические и газовые фирмы, компа­нии водоснабжения и линии связи. Большинство естественных монополий подлежат общественному регу­лированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать железно­дорожные, телефонные компании, поставщики природного газа и электриче­ства определяются государственными и местными органами власти.

Искусственная монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Данный термин отражает более распространенную на рынке ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной форме сотрудничающих фирм, способных действовать как единое целое (картель и картелеподобная структура рынка).

Монопсония – монополия со стороны спроса, предполагающая ситуацию на рынке, когда существует лишь один покупатель. Монопсония, как правило, имеет место на рынках экономических ресурсов.

Главная причина монополизации рынка– концентрация и централизация произ­водства и капитала.

Основными направлениями процесса концентрации являются:

· горизонтальная интеграция – сосредоточение в руках крупных фирм все большей доли производства в отрасли, что характерно для начала ХХ века;

· вертикальная интеграция – проникновение крупных фирм в другие отрасли, технологически связанные с профилирующей отраслью. Например, последовательные ступени обработки сырья: вы­плавка чугуна из руды, переплавка чугуна в сталь, производство готовой продукции из стали;

· диверсификация - процесс формирования многоотраслевых фирм, техно­логически не связанных между собой. Хотя, как правило, некоторые связи между отраслями учитываются, например, общность исходного сырья, близость технологий, однотипность оборудования, аналогии в условиях сбыта продукции и системе управления.

Этим направлениям концентрации производства соответствуют следующие организационные формы:

1) Консорциум - временное соглашение между промышленными ком­паниями, фирмами-разработчиками, банками с целью разработки и реализа­ции совместных крупных проектов. Участники полностью самостоятельны кроме принятых в соглашениях обязательств.

2) Картель - соглашение между фирмами одной отрасли о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Фирмы, входящие в картель, сохраняют произ­водственную и сбытовую самостоятельность.

3) Синдикат – объединение ряда фирм с целью организации совместного сбыта продукции. В производственном плане фирмы, входящие в объединение, самостоятельны. Вся произведенная продукция сдается синдика­ту, который реализует ее через свои сбытовые конторы.

4) Трест - объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. Трест полностью распоряжается предприятиями, входящими в него, сам реализует продукцию.

5) Концерн – союз, в который объединяются фирмы различных отраслей (при наличии одного ведущего направления) на основе общей финансовой зависимости от головной компании. Единый контроль осуществляется через ряд многоступенчатого подчинения одних предприятий другим путем соучастия в их акционерном капитале.

6) Конгломерат - объединения, основанные на проникновении круп­ных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологиче­ской связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

Монополия, продающая в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям, назы­вается простой монополией.

Для анализа рыночного поведения фирмы – монополиста обратимся к графику установления оптимального объема производства фирмой в условиях несовершенной конкуренции (рис.7.7) и посмотрим, какие особенности он приобретает на монополизированном рынке:

· применительно к монополии данный график справедлив не только для отдельной фирмы, но и для отрасли в целом;

· низкая эластичность спроса на товар фирмы монополиста и соответственно большая крутизна его кривой D, которая объясняется:

а) уникальностью и незаменимостью товара;

б) отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос.

Р
М MR D
PМ ОМ
P0 O
MC ATC
QМ Q0 Q

Рис.7.7 Установление оптимального объема производства на монопольном рынке

Увеличение продаж на монопольном рынке требует снижения цен, поскольку в отрасли производит одна фирма и в этом случае действует закон убывающей предельной полезности блага. Если производитель хочет продать дополнительную единицу блага, то он должен снизить цену. Но теперь по этой цене будет продаваться не только последняя, но и все предыдущие единицы блага. В этом случае увеличение дохода продавца будет равно приращению дохода за счет продажи дополнительной единицы за вычетом того дохода, который будет потерян в результате снижения цены предыдущих единиц блага. Следовательно, для фирмы монополиста предельный доход MR оказывается меньше рыночной цены при каждой величине выпуска.

Графически это означает, что кривая предельного дохода МR имеет более крутой наклон, чем кривая спроса D (рис.7.7).

Монополист должен решить специфическую задачу, которая не могла возникнуть у совершенного конкурента, выбрать уровень цены, который нужно не только назначить, но и удержать.

Решение этой задачи распадается на два этапа:

· определить выпуск и сознательно ограничить его, поскольку с ростом продаж снижается цена;

· разработать и осуществить ценовую стратегию.

Решая первую задачу, монополист исходит из стремления получить максимальную прибыль, что возможно при условии равенства предельных издержек и предельного дохода. Значит, искомый объем QM - это объем, при котором MR = MC (точка М на рис.7.7).

Вторая задача – определить цену, позволяющую реализовать целевую функцию монополиста. Такой ценой будет монопольная цена РМ, которая отвечает цене спроса при данном объеме QM. Как видно, монопольная цена будет больше предельных издержек и предельного дохода (PM > MR = MC). Это такая цена, которая обеспечит монопольной фирме сверхприбыль. Получение такой прибыли – преимущество монополиста.

Типичные последствия несовершенной конкуренции на монопольном рынке сказываются с особой силой, а именно:

o значительное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем (QМ<<Q0);

o значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции (PМ >>P0);

o тенденция к постоянному получению экономической прибыли (π = PМ — ATC > 0).

Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках.

Практика продажи продукции одного качества различным покупателям по разным ценам называется ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:

1) продавец должен обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать ценообразование;

2) производитель должен быть способен выявить собственный сегмент рынка: классифицировать покупателей по уровню дохода, полу, возрасту, месту жительства и т.п.;

3) первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу. Например, различные цены на авиабилеты в зависимости от дня недели, различные телефонные тарифы в зависимости от времени суток. Экономические последствия ценовой дискриминации двойственны: монополист увеличивает цену; производит больше продукции.

Контрольные вопросы

1. Что такое рыночная структура, и какие типы рыночных структур вы знаете?

2. Приведите примеры отраслей, которые соответствовали бы той или иной ры­ночной структуре.

3. В чем сущность критерия выделения четырех рыночных структур?

4. Является ли совершенно конкурентное равновесие эффективным?

5. Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товара, какое захочет?

5. При каких условиях монополия будет заниматься ценовой дискриминацией?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: