Конкуренция, с одной стороны, – это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны, - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Конкуренция выполняет в экономике важнейшие функции.
• Она создает действенные стимулы для развития хозяйства страны. Стремясь получить большую прибыль в конкурентной борьбе, производители увеличивают масштабы производства, создают новые товары и услуги, формируют новые потребности и эффективные способы их удовлетворения. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто более полно удовлетворяет потребности покупателей.
• Конкуренция формирует механизм отбора наиболее эффективных решений. В условиях ограниченности ресурсов она заставляет снижать издержки на производство и реализацию товаров, достигать, таким образом, больших результатов с меньшими затратами. Чем ниже издержки на производство товара, тем конкурентоспособнее он на рынке. Конкуренция побуждает предприятия внедрять новую технику и технологию, постоянно обновлять продукцию, стремясь к повышению ее качества. Кроме того, конкуренция создает основу для снижения или, по крайней мере, ограничения роста цен, так как при наличии однородных товаров потребитель будет покупать более качественные и более дешевые товары.
• Конкуренция предоставляет возможность свободного выбора для всех субъектов экономических отношений. Свобода выбора означает, что товаропроизводитель на свой страх и риск определяет самостоятельно сферу приложения капитала, по собственному разумению и расчету решает, где и когда, что и сколько производить. Он может менять сферу своей деятельности, переходя из одной отрасли в другую.
Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
По сферам отношений выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Основными формами конкуренции является внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между производителями одного вида товаров за наиболее благоприятные условия производства и сбыта с целью получения большей прибыли.
Основные функции внутриотраслевой конкуренции:
· превращение индивидуальных затрат в рыночную цену;
· снижение издержек производства;
· стимулирование НТП.
Основные способы осуществления внутриотраслевой конкуренции:
o понижение уровня цен ниже как рыночной цены, так и издержек производства;
o лишение соперника сырья и возможности его транспортировки;
o давление на зависимые фирмы;
o скупка патентов и сдерживание внедрения новейших достижений науки и техники;
o использование разнообразных налоговых льгот, в результате которых усиливается мощь отдельных производителей.
Межотраслевая конкуренция - это борьба между рыночными субъектами разных отраслей с целью перераспределения прибыли и наиболее выгодного вложения капитала.
Основной функцией является обеспечение таких пропорций в распределении капиталов между различными отраслями, при которых на равные капиталы образуется одинаковая прибыль.
Основные способы осуществления межотраслевой конкуренции:
· прямое вторжение капиталов в отрасли путем создания новых фирм или переключение производства на новую продукцию;
· проникновение капиталов в отрасли посредством поглощения фирм, действующих в этой отрасли;
· приобретение контрольных пакетов акций;
· предоставление кредитов фирмам других отраслей;
· проникновение на рынок путем производства товаров – субститутов.
В зависимости от методов борьбы различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь внимание потребителя с помощью установления более низких, чем у соперникам цен. Конечной целью снижения цен является вытеснение конкурентов с рынка.
Когда фирма предполагает, что конкуренты (в отличие от нее самой) не вынесут снижения цен и выйдут из бизнеса, она может временно пойти на снижение прибылей и даже на прямые убытки. Практика показывает, что фирма, покинувшая рынок даже на короткое время, теряет его навсегда. Восстановление доверия потребителей и сбытовой сети обходится слишком дорого. После вытеснения конкурентов победитель может снова поднять цены, причем до более высокого уровня, чем прежде.
В отдельных случаях фирмы доводят подобную ценовую политику до демпинга, т.е. продажи продукции по резко заниженным ценам. В большинстве стран, включая Россию, демпинг в явной форме (закон признает таковым установление цены ниже бухгалтерских издержек ) рассматривается как метод недобросовестной конкуренции и потому запрещен. Тем не менее, в завуалированных смягченных формах он активно практикуется.
Однако, необходимо учитывать, что демпинг опасен не только для конкурентов, но и для применяющей его фирмы. Ведь убыток приносит каждая проданная единица продукции. Поэтому чем выше ее доля на рынке при вытеснении конкурента, тем в большую сумму выливаются ее убытки.
В большинстве случаев решиться на проведение демпинга можно лишь при сочетании существенно более низкого, чем у конкурентов, уровня издержек с наличием крупных финансовых резервов.
Более мягкая версия ценовой конкуренции имеет целью не полное вытеснение конкурентов, но лишь увеличение собственной рыночной доли, например, с целью улучшения загрузки мощностей и достижения критической точки. Однако даже мягкая ценовая конкуренция всегда таит в себе опасность ответных действий соперников и постепенного перерастания в ценовую войну –повторяющееся в течение долгого времени последовательное снижение цен на продукцию для получения преимуществ на рынке.
При неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительной ценности товара.
Основные способы неценовой конкуренции:
· повышение качества, которое, как правило, осуществляется по двум направлениям: первое - совершенствование технических характеристик; второе - улучшение приспособляемости к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту;
· дифференциация товаров, то есть переход от выпуска одного или нескольких однородных товаров к целому спектру товаров, в принципе удовлетворяющих одну и ту же потребность, но позволяющих приспосабливаться к различным вкусам и запросам потребителей;
· сегментация рынков,которая означает выделение групп потребителей, объединенных общими признаками (демографическими, географическими, социальными и т.п.) и ориентацию производства на специфические потребности этих групп;
· конкуренция по условиям продажи. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервисного обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации и т.п.
Вплоть до второй половины XX века из двух методов конкуренции в мире заметно преобладал ценовой. В настоящее время ситуация изменилась и на первые роли вышла неценовая конкуренция