Конкуренция, ее формы и виды

Конкуренция, с одной стороны, – это экономическая состязатель­ность за достижение лучших результатов в области какой-либо дея­тельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хо­зяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны, - эле­мент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложе­ния капитала.

Конкуренция выполняет в экономике важнейшие функции.

Она создает действенные стимулы для развития хозяйства страны. Стремясь получить большую прибыль в конкурентной борьбе, производители увеличивают масштабы производства, созда­ют новые товары и услуги, формируют новые потребности и эффек­тивные способы их удовлетворения. В конкурентной борьбе побеж­дает тот, кто более полно удовлетворяет потребности покупателей.

Конкуренция формирует механизм отбора наиболее эффектив­ных решений. В условиях ограниченности ресурсов она заставляет снижать издержки на производство и реализацию товаров, достигать, таким образом, больших результатов с меньшими затратами. Чем ниже издержки на производство товара, тем конкурентоспособнее он на рынке. Конкуренция побуждает предприятия внедрять новую тех­нику и технологию, постоянно обновлять продукцию, стремясь к по­вышению ее качества. Кроме того, конкуренция создает основу для снижения или, по крайней мере, ограничения роста цен, так как при наличии однородных товаров потребитель будет покупать более ка­чественные и более дешевые товары.

Конкуренция предоставляет возможность свободного выбора для всех субъектов экономических отношений. Свобода выбора озна­чает, что товаропроизводитель на свой страх и риск определяет само­стоятельно сферу приложения капитала, по собственному разумению и расчету решает, где и когда, что и сколько производить. Он может менять сферу своей деятельности, переходя из одной отрасли в дру­гую.

Конкуренция вы­ступает в различных формах и осуществляется разными способами.

По сферам отношений выделяют внутриотраслевую и межотрасле­вую конкуренцию.

Основными формами конкуренции является внутриотраслевая и межотрасле­вая конкуренция.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между произ­водителями одного вида товаров за наиболее благоприятные условия производства и сбыта с целью получения большей прибыли.

Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

· превращение индивидуальных затрат в рыночную цену;

· снижение издержек производства;

· стимулирование НТП.

Основные способы осуществления внутриотраслевой конкуренции:

o понижение уровня цен ниже как рыночной цены, так и издержек производства;

o лишение соперника сырья и возможности его транспортировки;

o давление на зависимые фирмы;

o скупка патентов и сдерживание внедрения новейших достижений науки и техники;

o использование разнообразных налоговых льгот, в результате которых усиливается мощь отдельных производителей.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между рыночными субъектами разных отраслей с целью перераспределения прибыли и наиболее выгодного вложения капитала.

Основной функцией является обеспечение таких пропорций в распределении капиталов между различными отраслями, при которых на равные капиталы образуется одинаковая прибыль.

Основные способы осуществления межотраслевой конкуренции:

· прямое вторжение капиталов в отрасли путем создания новых фирм или переключение производства на новую продукцию;

· проникновение капиталов в отрасли посредством поглощения фирм, действующих в этой отрасли;

· приобретение контрольных пакетов акций;

· предоставление кредитов фирмам других отраслей;

· проникновение на рынок путем производства товаров – субститутов.

В зависимости от методов борьбы различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь внимание потребителя с помощью установления более низких, чем у соперникам цен. Конечной целью снижения цен является вытеснение конкурен­тов с рынка.

Когда фирма предполагает, что конкуренты (в отличие от нее самой) не вынесут снижения цен и выйдут из бизнеса, она может временно пойти на снижение прибылей и даже на прямые убытки. Практика показывает, что фирма, поки­нувшая рынок даже на короткое время, теряет его навсегда. Восста­новление доверия потребителей и сбытовой сети обходится слишком дорого. После вытеснения конкурентов победитель может снова поднять цены, причем до более высокого уровня, чем прежде.

В отдельных случаях фирмы доводят подобную ценовую поли­тику до демпинга, т.е. продажи продукции по резко заниженным ценам. В большинстве стран, включая Россию, демпинг в явной форме (закон признает таковым установление цены ниже бухгалтерских издержек ) рассматривается как метод недобросовестной конкуренции и потому запрещен. Тем не менее, в завуалированных смягченных формах он активно практикуется.

Однако, необходимо учитывать, что демпинг опасен не только для конкурентов, но и для применяющей его фирмы. Ведь убыток приносит каждая проданная единица продукции. Поэтому чем выше ее доля на рынке при вытеснении конкурента, тем в большую сумму выливаются ее убытки.

В большинстве случаев решиться на проведение демпинга можно лишь при сочетании существенно более низкого, чем у конкурентов, уровня издержек с наличием крупных финансовых резервов.

Более мягкая версия ценовой конкуренции имеет целью не пол­ное вытеснение конкурентов, но лишь увеличение собственной ры­ночной доли, например, с целью улучшения загрузки мощностей и до­стижения критической точки. Однако даже мягкая ценовая конкуренция всегда таит в себе опас­ность ответных действий соперников и постепенного перерастания в ценовую войну –повторяющееся в течение долгого времени последовательное снижение цен на продукцию для получения преимуществ на рынке.

При неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь поку­пателя не понижением цен, а повышением потребительной ценности товара.

Основные способы неценовой конкуренции:

· повышение качества, которое, как правило, осуществляется по двум направлениям: первое - совершенствование технических характеристик; второе - улучше­ние приспособляемости к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция по­средством совершенствования качества продукции получила название кон­куренции по продукту;

· дифференциация товаров, то есть переход от выпуска одного или нескольких однородных товаров к целому спектру товаров, в принципе удовлетворяющих одну и ту же потребность, но позволяющих приспосабливаться к различным вкусам и запросам потребителей;

· сег­ментация рынков,которая означает выделение групп потребителей, объединен­ных общими признаками (демографическими, географическими, социальны­ми и т.п.) и ориентацию производства на специфические потребности этих групп;

· конкуренция по условиям продажи. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервисного обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, ус­тановление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации и т.п.

Вплоть до второй половины XX века из двух методов конкурен­ции в мире заметно преобладал ценовой. В настоящее время ситуация изменилась и на первые роли вышла неценовая конку­ренция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: