Совершенная конкуренция

Условия, в которых протекает экономическая конкуренция, обычно называют рыночной структурой.

Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм; типом предлагаемого продукта; степенью контроля над ценами; условиями входа на данный рынок и выхода из него; доступностью рыночной информации.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция, последняя в свою очередь включает монополю, олигополию и монополистическую конкуренцию.

Каждая из названных структур отличается способностью фирм воздействовать на рыночную конъюнктуру.

Совершенная конкуренциявид соперничества, осуществляемый мно­жеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.

Основные черты совершенной конкуренции:

1) Продукция является однородной. Это значит, что продукция фирмы в представлении покупателей гомогенна и неразличима, то есть продукты различных фирм являются полными товарами–субститутами. Поскольку товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, остановят свой выбор на самых дешевых.

2) Объемы производства каждой отдельной фирмы составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому ни одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночные цены. При совершенной конкуренции каждая отдельная фирма– продавец «получает цену», или является «ценополучателем».

3) Отсутствуют барьеры при входе на рынок и выходе с него.

Барьерами при входе на рынок называют любые конкурентные преимущества уже действующих в отрасли фирм по сравнению со стремящимися туда попасть. Наиболее типичными входными барьерами бывают большие стартовые размеры капитала, необходимые для открытия дела, уникальность продукции или используемой технологии, правовые ограничения.

Барьерами выхода с рынка называют потери, неизбежные при попытке вывести бизнес из данной отрасли и переместить его в другую. Это могут быть высокие безвозвратные издержки (необходимость продавать ставшее ненужным имущество фирмы за бесценок), правовые барьеры (например, предоставляя аренду на определенную площадь под магазин, аптеку, муниципалитет может обусловить сохранение профиля фирмы в течение определенного времени) и т.п.

Отсутствие барьеров означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного производства в другое.

4) Совершенная информация. Вся нужная менеджеру для принятия решения информация (о ценах, технологии, вероятной прибыли и пр.) свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменяющиеся условия посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть фирма принимает решения в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации. Покупатели хорошо информированы о ценах продавцов, ни одна фирма не может запросить больше, чем запрашивают другие.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде встречается крайне редко. Но существует ряд отраслевых рынков, имеющих данную структуру, например, рынки сельскохозяйственных продуктов, мелкий сервис.

При всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке исключительную роль.

Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования тех рынков, где действует много малых фирм, предлагающих схожую продукцию, и где, следовательно, сложились условия, приближенные к условиям совершенной конкуренции,

Во-вторых, она имеет огромное методологическое значение, поскольку позволяет – пусть и ценой больших упрощений реальности – понять логику действий фирмы.

Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции, кривая спроса для отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси (рис.7.1 а).

0 Q Q
TR
TR
P P
P = AR =MR D

а) б)

Рис.7.1 Кривая спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции

Выполнение данного критерия совершенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности определяет закономерности получения дохода.

Доходом (выручкой) фирмы называют платежи, поступающие в ее пользу при реализации продукции. Как и многие другие показатели, доход в экономической науке подсчитывается в трех разновидностях.

Общим доходом (total return – TR = P×Q) называют всю сумму выручки, которую получает фирма. Средний доход (average return–AR) отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции. Предельный доход (marginal return–MR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи последней из реализованных единиц продукции.

Совершенно конкурентная фирма вынуждена считаться с тем, что любое количество товара может быть продано только по одной цене. Это значит, что средний доход будет также неизменен и равен цене продукта. Каждая после­дующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая (Р = AR = MR). Валовой доход (TR) для рассматриваемого типа фирмы имеет вид восходящей прямой линии (рис.7.1 б).

Используя "предельный подход" сформулируем условие выбора оптимального уровня выпуска в краткосрочном периоде.

При данном способе определения максимальной прибы­ли сравнению подлежат суммы, которые дает каждая дополнительная единица продукции (рис. 7.2).

Совместим на одном графике линию предельного до­хода (MR) и кривую предельных издержек (МС).

0 Q*
Q
P Р
E
MR=P

Рис. 7.2 Правило максимизации прибыли

Фирма максимизирует прибыль при объеме производства Q*, когда предельный доход (для конкурентной фирмы – цена) равен предельным издержкам, т.е. МR (Р)= МС. В этом случае фирма получает наибольшую прибыль на весь объем выпуска, т.е. этот объем выпуска для фирмы оптимален.

Фирме следует увеличивать производство, пока предельный доход превышает предельные издержки, так как в этом случае ее дополнительный доход от продажи единицы продукции больше, чем увеличение издержек в связи с производством этой единицы продукции.

Фирме следует сокращать производство, если предельные издержки превышают предельный доход, так как в этом случае производство дополнительной единицы продукции увеличивает издержки в большей степени чем возрастает доход.

Итак, фирма, производящая оптимальный объем продукции, при котором МR (Р)= МС, находится в состоянии равновесия.

Однако разный уровень рыночных цен при существующих средних издержках производства приведет к разным финансовым результатам.

Р Р5 Р4 Р3 Р2 Р1
0=Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q
MC=S
AVC
АТC

Рис. 7.3 Оптимизация объема производства при различном уровне цены

Посмотрим, каким будет оптимальный выпуск продукции фирмы в случае изменения рыночных цен:

· если рыночная цена выше минимальных средних совокупных издержек производства5 >АТСmin), совокупный доход фирмы превышает совокупные издержки, фирма будет получать экономическую прибыль и произ­водить Q5 единиц продукции;

· если рыночная цена равна минимальным средним совокупным издержкам производства4 =АТСmin), совокупный доход фирмы равен совокупным издержкам, экономическая прибыль фирмы будет равна нулю (точка безубыточности) при объеме Q4 единиц продукции;

· если рыночная цена ниже минимальных средних совокупных издержек производства, но выше минимальных средних переменных (АТСmin3 >АVСmin), совокупные издержки превышают совокупный доход фирмы, фирма понесет убытки. Однако она продолжит производство, по­скольку выручка будет покрывать не только переменные из­держки, но и часть постоянных издержек. Если фирма в этом случае прекратит производство, то будет вынуж­дена восполнять весь объем по­стоянных издержек, умень­шить которые в краткосроч­ном периоде невозможно;

· если рыночная цена равна минимальным средним переменным издержкам производства (Р2 =АVСmin), совокупные издержки превышают совокупный доход фирмы, фирма понесет убытки равные постоянным издержкам. В этом случае фирме безразлично — продолжать производство или закрыться;

· если рыночная цена ниже минимальных средних переменных издержек производства (Р1 <АVСmin), совокупные издержки превышают совокупный доход фирмы, а убытки фирмы больше постоянных издержек. В этом случае фирме следует прекратить производство (закрыться).

Легко заметить, что, изучая поведение фирмы при разных уров­нях цен, мы фактически описали ее кривую предложения. Ведь кри­вая предложения показывает, какой объем продукции бу­дет выпущен при том или ином уровне цен. А поскольку интересы фирмы требуют довести производство до той точки, где предельные издержки равны цене (МС = Р), то кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения для этого периода.

Однако фирма выпускает продукцию только в том случае, если Р > AVCmin,, следовательно, кривая предложения продук­ции (S) в краткосрочном периоде ограничивается тем отрез­ком кривой предельных издержек (МС),который расположен над минимальной точкой кривой средних переменных издержек. Други­ми словами, кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек только при МС > AVCmin.

Что касается кривой спроса для всей отрасли, то, в отличие от отдельной фирмы, она имеет вид понижающейся кривой (рис. 7.4).

Точка пересечения кривых спроса и предложения (Е) задает равновесную цену Р0 и равновесный объем предложения Q0. Именно равновесная цена Р0,сформировавшаяся на уровне отрасли, в даль­нейшем будет рассматриваться каждой фирмой – совершенным конкурентом как продиктованная рынком цена, с которой следует смириться, выгодна она для фирмы или нет.

0 Q0
Q
P Р0
Е
D
S = ∑MС

Рис. 7.4 Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде

Вход на рынок совершенной конкуренции и выход с него откры­т для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в от­расли ресурсов.

Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономи­ческих прибылей послужит своеобразным стимулом для входа в дан­ную отрасль все новых и новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов.

И наоборот, экономические убытки будут выполнять роль анти­стимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов. Ведь если фирма намерилась оставить отрасль, то в условиях совершенной конкуренции она не встретит на своем пути никаких барьеров. То есть фирма в этом случае не будет нести каких-либо безвозвратных издержек и найдет своим активам новое применение либо продаст их без ущерба для себя. А потому реально сможет осуществить свое стремление пере­местить ресурсы в другую отрасль.

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной от­расли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объ­емом предложения предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (получение ими нулевой экономической прибыли).

Совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегулирования. Его суть состоит в том, что отрасль гибко реагирует на изменение спроса. Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, сколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долго­срочную безубыточность фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: