Что изучает обществознание?

ВВЕДЕНИЕ

Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется «обществознание». Что это за дисциплина? Что она изучает? Для начала отметим, что это не наука в полном смысле слова. Ученые занимаются не обществознанием, а социологией, философией, психологией и многими другими науками, изучающими жизнь человека и общества. Поэтому, стро­го говоря, обществознание - это учебная дисциплина, основная задача которой познакомить читателя с основами общественной жизни. Выше­упомянутые науки являются теми источниками, откуда оно черпает свой материал. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, систематизированы и доказаны с помощью особых методов, используемых только наукой. Поэтому дальше, говоря об обществознании, мы будем использовать термин «наука».

Так что же она изучает? Чтобы ответить на этот вопрос, введем разделение на объект и предмет изучения. Объектом исследования будет являться часть реальности, выделенная согласно целям той или иной науки. Так, объектом изучения естественных наук является природа. Объект изучения обществознания - общество в целом. Что это означает?

Общество изучают много разных наук: политология, социология, ис­тория, правоведение. Их еще называют социальными или гуманитарными науками в отличие от естественных наук. Но они исследуют отдельные сферы общественной жизни, например, хозяйственную или духовную жизнь. Обще­ствознание интересуется всеми важнейшими сторонами общественной жиз­ни. Для него важно и то, как люди вступают во взаимоотношения с природой, и как они связываются друг с другом, как они познают, переживают, действу­ют и т. д. Поэтому охватить общество в целом значит рассмотреть хозяйствен­ную жизнь общества, социальные отношения, отношения власти и управле­ния, духовную жизнь, а также взаимоотношения между ними.

Итак, введя такое понятие, как «объект изучения», мы отделили, с одной стороны, сферу интересов обществознания от сферы интересов естественных наук, а, с другой стороны, провели границу между обще­ствознанием и другими гуманитарными дисциплинами.

Вы уже имеете опыт изучения гуманитарных наук и поэтому впра­ве сказать, что знаете, как минимум, одну дисциплину, которая тоже изучает не природу, а общество, и изучает не отдельные части общества. а общество в целом. Это история. Вот зачем нам может пригодиться разде­ление на предмет и объект. Ведь один и тот же объект могут изучать не­сколько наук. Но каждая наука согласно своим интересам выделяет в нем те стороны, которые она считает существенными. Совокупность суще­ственных свойств, выделенных согласно целям той или иной науки, при­нято называть предметом изучения.

Установить, что является предметом обществознания, можно пу­тем сравнения с наукой историей. Вспомним, что она изучает. Обычно историки занимаются исследованием той области, которую называют сло­вом «прошлое». Кроме того, нетрудно заметить, что те стороны обще­ственной жизни, которые исследуют историки, всегда привязаны к опреде­ленному месту и времени. Так они интересуются не духовной жизнью вообще, а духовной жизнью греческого полиса или Римской империи, если рассматривают хозяйство, то это хозяйство древних славян или гер­манцев ит.д. А если копнуть еще глубже, то заметим, что связь интересов историков с местом и временем еще теснее, потому что важную сторону их исследований составляет изучение событий и связей между этими ин­дивидуальными событиями.

Теперь мы подошли ближе к опознанию предмета дисциплины под названием «обществознание». Если объектом ее является общество в целом, а не отдельные его части, то предметом - общие свойства обще­ственной жизни, сохраняющиеся в пространстве и потоке времени у многообразных человеческих объединений. Образно говоря, историки изучают различия в обществе, а обществоведы - сходства.

В науке давно сложилось обозначение таких общих свойств или свя­зей между свойствами. По другому их называют «законами». В данном случае это будут законы общественной жизни или социальные законы. Что такое законы? Законами будут называться всеобщие и необходимые свойства или связи между свойствами каких-либо объектов. Теперь можем уточнить представление о предмете обществознания. Это дисцип­лина, которая стремится получить знание о законах общественной жизни.

Не надо думать, что во всех обществах сразу же будут действовать одинаковые законы, т.е. везде в одно и то же время будет рабовладение либо феодализм. Законы будут действовать только при наличии соответ­ствующих условий. Например, если усложнилась жизнь в обществе, если между людьми стали складываться отношения неравенства, значит налицо условия для возникновения государства. А раз мы говорим об общих свой­ствах, то можем утверждать, что подобные процессы будут происходить в любом обществе в любом месте и в любое время, если сложатся определенные условия. (Строгости ради добавим, что при прочих равных услови­ях). Данное рассуждение позволяет нам понять, почему социальный мир так разнообразен и почему все-таки в нем можно выявить типичные чер­ты. В разных обществах действуют разные законы, потому что складыва­ются разные условия. А с другой стороны, сходные условия приводят к сходным последствиям пусть в разное время.

Вы можете задать еще один вопрос: а чем же обществознание луч­ше истории. Историк изучает жизнь конкретного государства, а общество­вед- государства вообще. Но ведь существуют только конкретные вещи. Государства вообще не существовало. Это верно. Однако мы должны по­мнить: чтобы распознать черты Киевской Руси или варварских государств в Западной Европе, нужно сначала иметь представление о том, что такое государство и чем оно отличается от других форм осуществления власти и управления. Вот чем ученому, изучающему конкретные вещи, может по­мочь наука, изучающая вещи, на первый взгляд весьма абстрактные.

Теперь попытаемся подробнее определить, что представляют со­бой законы общественной жизни. Можно выделить три типа законов: структуры, функционирования и изменений (развития). Что такое струк­тура? Это определенный набор элементов и отношений между ними. И изменений в экономике, то можем их найти в особенностях духов­ной жизни. Мы знаем, что одно из ключевых понятий экономики - понятие «производительности труда», т.е. количества благ, производимых в едини­цу времени. Современная экономика стремится к росту производитель­ности труда.

Однако, когда мы внимательнее присмотримся к жизни сель­ских общин в древности, то не найдем стремления повышать производи­тельность труда. Следует установить причины этого явления. А искать их придется в психологии крестьян, их взаимоотношениях с другими группа­ми общества, особенностях духовной жизни и т.д., т.е. за пределами самой экономики. И, наконец, не любые составные части общества нас интере­суют. Поэтому законы структуры - это такие элементы и связи между эле­ментами, которые необходимы для существования общества.

Следующий тип законов - это законы функционирования. Под фун­кционированием можно понимать выполнение повторяющихся (обра­тимых) действий, благодаря которым обеспечивается существование, стабильность, устойчивость какого-либо элемента общественной жизни или общества в целом. Так функцией государства можно назвать урегулирование взаимоотношений между различными социальными группами. Пока государство эту функцию осуществляет, оно гарантирует как стабильность общества, так и собственную стабильность.

Третий тип законов - это законы изменений. Под изменениями бу­дет понимать необратимые действия, в результате которых какой-либо элемент общественной жизни или общество в целом приобрета­ют свойства, которыми ранее не обладали. Тогда общие причины воз­никновения государства в любом обществе можно считать типичным слу­чаем законов изменений или развития. С образованием государства обще­ство естественно приобретает черты, которыми оно ранее не обладало.

Подведем итог нашим рассуждениям. Объектом изучения для нас явилось общество в целом. Предметом - общие черты общественной жиз­ни. Эти черты мы назвали законами. Все законы, которые описывают со­циальный мир, мы сгруппировали в законы структуры, функционирова­ния и изменений. Таким образом, получили определение предмета обществознания, которым и будем в дальнейшем руководствоваться. Обществознание - это дисциплина, объектом изучения которой является об­щество в целом, а предметом изучения - законы структуры, функциони­рования и изменений общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: