Специфика научного познания и знания

Мы видим, что многие слова, которые мы используем для описания социальной жизни, оказываются многозначными. В этом мы убедились в этом на примере религии. Такова же и особенность употребления слова «на­ука». Оно также употребляется для описания достаточно разных явлений.

1. Прежде всего, под наукой понимается система знания, т.е. сово­купность утверждений, полученных, доказанных и организованных по определенным правилам.

2. Под наукой понимается тип человеческой деятельности, совер­шаемый с определенной целью, а именно с целью получения истинного знания, и осуществляемый по определенным методам. Эти правила при­нято называть «критериями научности». Можно сказать, что наука как тип деятельности представляет собой процесс познания, в то время как наука как система знания является результатом.

3. Наука - это еще и ученые. Т.е. наука в этом смысле - это соци­альная организация. Это взаимоотношения людей, занимающихся позна­нием. Они также строятся по определенным правилам, которые принято называть «профессиональной этикой».

4.Наконец, когда говорят о науке, то подразумевают социальный институт. Причем социальным институтом наука стала сравнительно не­давно. Было время, когда она не играла важной роли в общественной жиз­ни. Можно сказать, что начало формирования науки и превращения ее в неотъемлемую часть социальной жизни датируется 16-17 вв. и произошло это в первую очередь в Западной Европе. Вы можете спросить, а разве в древних цивилизациях не было раз­витых знаний о мире. Ведь многие их достижения до сих пор не превзойде­ны. Верно. Поэтому мы должны отметить еще одно существенное свой­ство науки. Наука и знание - не синонимы. Существуют разные виды зна­ний, в том числе обыденное познание. Наука является только одним из видов знания. В чем разница?

1. Это различие объектов интереса. Нетрудно заметить, что досто­верность одних знаний легко установить. Как правило, они связаны с по­вседневной практикой нашей жизни, с объектами, с которыми мы посто­янно соприкасаемся через органы наших чувств и практические действия. Объектом научного интереса является та область, что находится за преде­лами повседневной жизненной практики. Это мир, который в принципе недоступен нашим органам чувств. Кто видел «массу», «скорость», «дли­ну волны», «электрон» и т.д.

2. Носит такое знание опосредованный характер. Именно оно со­ставляет проблему. Его достоверность не так просто доказать. Для этого требуются особые методы, которые выступают посредниками на пути человека к истине. Поэтому еще одна специфичная черта научного зна­ния состоит в способе обоснования или доказательности. В повседнев­ной практике жизни мы не сильно заботимся о доказательстве достовер­ности обыденного знания в силу его очевидности или непосредственнос­ти. Единственным обоснованием, возможным для обыденного знания, является ссылка на чей-либо авторитет. Наука требует применения специ­альных методов доказательства и обоснования. Воплощением их выступа­ет принцип экспериментальной проверки.

3. Различие предмета знания. Предметом обыденного знания явля­ются образы окружающего мира или обобщения повседневного опыта. Например «все вороны черные», «все автобусы плохо ходят». Предмет научного познания находится за пределами повседневной практики жиз­ни, поэтому должен строиться на недоверии к чувствам или обобщениям повседневного опыта. А если мы отвлекаемся от показаний чувств, то должны обратиться к силе нашего разума и творческого воображения. Результаты такой деятельности мы называем словами «понятия», «зако­ны», «теории». Вот это и есть предмет знания, которое находится за преде­лами обыденного.

4. Эти виды знания измеряются разными критериями. Для обыден­ного знания достаточно полезности или применимости в повседневной жизни. Соответственно критерием достоверности научного знания будет свойство, которое принято назвать словом «объективность», т.е. незави­симость от человеческих представлений, желаний, воли.

. Место или способ получения знаний можно считать еще одним признаком отличия обыденных знаний от научных. Обыденное знание приобретается по ходу жизни и черпается не из специальных исследова­ний, а из сферы искусства, жизненного опыта других людей, приобретает­ся в ходе личных проб и ошибок. Научное знание является результатом специализированной деятельности, когда получение знания должно стать самоцелью и результатом отдельной обособленной деятельности.

Если есть два вида знания, то всегда напрашивается вопрос: а что лучше. Но мы увидели, что эти два вида знания осваивают разные области человеческой жизни. Одна область - это область повседневной жизни, дру­гая - сфера неизведанного, нового. Поэтому эти два вида знания отчасти не пересекаются друг с другом, а скорее сосуществуют или дополняют друг друга. Все, что перестает быть новым и неизведанным, автоматичес­ки становится повседневным. Вот почему нельзя категорично утверждать. что научное знание всегда лучше и выше, чем обыденное.

Вопрос состоит в том, при каких условиях возникает научное зна­ние? А возникает оно тогда, когда общество начинает осуществлять актив­ную преобразовательную деятельность и превращать ее в ценность. Это, как мы помним, эпоха возникновения индустриальных обществ. Ясно, что там, где люди занимают адаптивную позицию, там не возникает ничего нового и неизведанного. Там господствует устойчивость, стабильность, повторяемость. Естественно, что там не возникнем ситуации опроверже­ния накопленного опыта. Ведь для этого нужно столкнуть имеющиеся зна­ния с новыми нетипичными ситуациями.

Добавим к выявлению сущности науки ее сравнение с религией. Очень часто и очень долго их пытались сравнивать, чтобы выяснить, что лучше, а что хуже. Но если мы внимательнее всмотримся, то заметим, что большая часть споров происходила и происходит из-за неправильного понимания места религии и науки в жизни общества.

Это неправильное понимание во многом определялось оценкой зна­ний, содержащихся в науке и религии. Да, у них разные методы получения знаний. В науке - это опора на разум, т.е. на доказательность, рассуждение. В религии - опора на веру. Нам может показаться, что опора на рассуждение гораздо убедительнее, чем принятие на веру каких-либо суждений.

И это было бы верно, если не учитывать одно обстоятельство. Оно связано с объектами интереса. А вот они-то различны. В науке объектом изучения является мир. В религии объектом интереса является божество. Они имеют принципиальные различия. Мир существует в пространстве и времени. Это значит, что он представляет собой множество объектов, ко­торые расположены один рядом с другим, т.е. в пространстве, возникают и исчезают, т.е. существуют во времени. Божество же с точки зрения рели­гии абсолютно, т.е. существует вне времени и пространства.

Это обстоятельство, кстати, позволяет нам понять, почему многие ученые были верующими людьми. Оказывается, занятия наукой можно совмещать с религиозной верой. Дело в том, что мир и бог - два разных объекта, которые не пересекаются друг с другом. Можно признавать су­ществование мира и изучать его. Но можно также признавать, что рядом с одним миром существует другой, т.е. сверхъестественный.

Вы можете спросить, а разве религия не делает суждения о проис­хождении мира. И разве эти суждения не отличаются от научных теорий. Верно. Поэтому следует указать на еще одно, самое главное отличие. Оно состоит в различии целей религии и науки. Целью религии является указа­ние пути к спасению или направленности на посмертное существование. Поэтому религия является мировоззрением, т.е. включает в себя как зна­ния, так и ценности. Целью науки является получение знания об устрой­стве мира. Это суть науки. Поэтому она не включает в себя ценности. Ведь ценности выражают желания и предпочтения человека. Вот почему наука сама по себе не является мировоззрением, хотя научные знания могут выступить основанием мировоззрения. Поэтому наука в современном мире обычно дополняется философией и идеологией.

Тем самым для религии получение знаний не является самоцелью. Для верующего знания о мире, полученные ученым, не опровергают и не доказывают религиозный смысл жизни. Для верующего важно помогают они или мешают осуществлению этого смысла. Поэтому научные знания могут быть верны, но бесполезны. И наоборот. Научные знания имеют значение для человека, который ориентирован на другой смысл жизни. Он состоит в утверждении человека в окружающем мире, обеспечении эф­фективного выживания человека, преобразовании окружающего мира с целью сделать его более комфортным для жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: