Наука и общество

Из истории мы знаем, что многие цивилизации древности не нуж­дались в науке, хотя и обладали богатыми знаниями. Поэтому причина ее возникновения связана не с накоплением знаний и «поумнением» челове­чества в процессе истории, а с изменением отношения человека к миру. Только цивилизация, которая начинает активно преобразовывать окружа­ющий мир и желает это делать, нуждается в накоплении знаний. Это мож­но считать общей социальной причиной возникновения науки.

Индустриальное общество не просто становится причиной возник­новения науки. Оно заинтересовано в ее развитии. Тем самым наука превращается в социальный институт. Правила и нормы научной деятельнос­ти признаются обществом и государством. Профессия ученого приобре­тает высокий социальный статус. Общество поощряет развитие научных исследований посредством их финансирования, создания огромных спе­циализированных научных коллективов. Сама наука становится сложно организованным комплексом. Более того, она превращается в фундамент индустриальной цивилизации.

Какие же функции наука выполняет в обществе?

1. Научное знание лежит в основе мировоззрения современного общества. Мы помним, что суть науки - это стремление к получению объек­тивных знаний. Поэтому сама по себе наука не является и не может стать мировоззрением. Она играет мировоззренческую роль благодаря тому, что вступает в союз с духовными системами, которые занимаются произ­водством ценностей. Понятно, что наука хотя и не противоречит религии, но в союз с ней вступать не будет.

Союзниками науки и помощниками в создании мировоззрения стано­вятся философия и идеология. Философия занимается осмыслением исход­ных принципов отношения человека к миру, ищет основания наших знаний. Идеология возникла гораздо позднее и является прямым продуктом индуст­риальной цивилизации. Термин «идеология» появился впервые во Франции в начале 19 в. для обозначения учения об идеях, которые должны дать прочные основы для политики, этики. Тем самым идеология формирует ценности об­щественной жизни: социальные, экономические и политические.

Именно эти духовные системы близки науке, потому что они еди­ны по своей природе. Наука, философия и идеология строятся не на вере, а на разуме. Это значит, что свои утверждения они стремятся строить на рассуждении, доказательстве, аргументации. По этой причине филосо­фия, идеология и наука осуществляют практику разделения труда. Наука отвечает за производство знаний. Философия и идеология - за производ­ство ценностей и их согласование с системой знаний.

2. Функция практическая или прагматическая. Наука стала непос­редственной производительной силой в современном обществе. Что это означает? Во-первых, научная деятельность приобретает облик производ­ства. В ней занято огромное количество людей, существует жесткая специ­ализация видов деятельности. Методы получения и доказательства знаний зачастую превращаются в массовые, стандартизированные технологии.

Но самое главное, что изменились взаимоотношения науки и прак­тики. Не просто сократились сроки внедрения научных открытий в произ­водство. Между наукой и практикой возник посредник - система техничес­кого или инженерного знания. Это знание особого рода. Оно занимается не изучением устройства мира, а превращением знаний о мире в техноло­гии создания вещей, необходимых для жизни общества.

Само производство в целом теперь строится на основании предва­рительных специальных исследований: что производить, как, где. Эконо­мика обращается к науке не только с просьбой усовершенствования про­цесса производства, но и с вопросом, что еще можно производить, что еще можно создавать. Поэтому современное общество и называют ин­формационным. В нем главным становится не ответ на вопрос: как сде­лать тот или иной предмет, а какие предметы делать.

Однако производственной силой наука становится не только в сис­теме экономики. Наука становится неотъемлемой части всей социальной жизни в целом. Никакие социальные действия или социальные изменения не смогут претендовать на успех, если предварительно не будут проведе­ны исследования данной области социальной жизни. Этим занимается в частности наука социология. Ни один политический деятель не сможет претендовать на успех, если предварительно не будут проведены исследо­вания поведения избирателей, особенности их восприятия политических деятелей выработана стратегия и тактика действий политика. Этим зани­мается в частности наука политология.

3. Функция социализации. К человеку в современном обществе предъявляются особые требования. Чтобы эффективно взаимодействовать с вещами индустриального мира, быть подготовленным к динамичности жиз­ни, требованиям, которые она предъявляет, человек должен пройти предвари­тельную подготовку, уметь включиться в жизнь современного общества. Он должен обладать соответствующими знаниями и методами их приобретения.

Это не означает, что все члены общества должны заниматься наукой. Функцию социализации наука осуществляет опосредованно, через систему образования, а именно через школы и вузы. В школе человек получает об­разование, которое включает в себя формирование картины мира, навыков мышления и начальную подготовку к жизни. В вузе человек получает навы­ки будущей профессии. Важно то, что картина мира и навыки мышления, а также овладение профессией, строятся на базе именно научных знаний.

4. Функция коммуникации. Ясно, что индивиды, умеющие наибо­лее эффективно распорядиться теми возможностями, которые предлагает наука, увеличивают вероятность приобрести высокий статус в современ­ном обществе. Тем самым наука обеспечивает социальные связи и их прочность в современном обществе. Но она обеспечивает прочность са­мого индустриального общества, потому что сообщество ученых и всех людей, причастных науке, заинтересовано в его развитии. Ведь только в нем наука может процветать. А через удовлетворение растущих человеческих потребностей наука обеспечивает заинтересованность всего об­щества в развитии индустриальных цивилизаций. Ведь только она может это делать наиболее эффективно.

Однако успехи науки породили в 19-20 вв. завышенное представле­ние о возможностях научного знания. Убеждение в том, что оно является единственно верным и единственно возможным способом решения ос­новных человеческих проблем, получило название «сциентизм».

Данное убеждение выразилось в представлении, что рано или по­здно научное знание вытеснит все остальные виды знания, в частности обыденное. И действительно многие наши сегодняшние представления о мире являются результатом научных исследований. Но, если мы внима­тельно присмотримся, то увидим, что вряд ли такая замена произойдет. У науки и обыденных знаний разные объекты интереса. Да и не всегда есть надобность применять научные методы получения знания. Так, во многих случаях нам вполне хватает доверия к тому, что слышали и видели другие. И у нас не необходимости специально перепроверять истинность сообщений такого рода. Наконец, есть целые области жизни, где научное знание просто ничем не может помочь человеку. Это область эмоций, например чувство любви. Это область морального выбора.

Успехи науки породили еще одно весьма опасное заблуждение. Очень многим мыслителям казалось, что теперь она может заменить ре­лигию, философию, идеологию, мораль. Решающим аргументом служи­ло утверждение, что высказывания богословов и философов невозможно доказать экспериментами. А раз их истинность нельзя проверить, то и не следует ими руководствоваться в своих действиях.

Эпоха мировых войн в 20 в. показала, что достижения науки могут обернуться грандиозной разрушительной силой. Специализация приво­дила к тому, что отдельный исследователь не знал и не мог знать места своих изысканий в общей картине изучаемого процесса. Более того, что­бы быть профессионалом, он уже не мог тратить время на обладание всесторонними знаниями. Общество стало делать вывод, что ученые час­то не задумываются над последствиями своих открытий.

Главная мысль, которая постепенно проникает в общественное созна­ние 20 в. состояла в том, что знание может быть использовано как во зло, так и во благо. И дело даже не в том, злой или добрый человек его добывает или исполь­зует. В 1934 г. в докладе об открытии атомной энергии один из выдающихся физиков своего времени Ф. Жолио-Кюри сказал: «Если ученый окажется перед альтернативой: взорвать ради достижения истины мир или отказаться от этой истины, то он должен избрать и изберет первое». Тем самым, возможно того не желая, он выразил мысль, что истина и добро не являются синонимами.

Объективность знания говорит лишь о том, что в мире есть и чего там нет. Но наука не может утверждать, что в мире должно быть. Ведь решение этого вопроса определяется волей и интересом человека. А воля человека, т.е. его способность и желание действовать, обусловливается системой ценностей. Поэтому научное знание должно быть дополнено другими духовными системами, такими как религия или философия. Бо­лее того, не просто дополнено, а ограничено, особенно, в вопросе о соци­альных последствиях научных открытий.

Но речь не должна идти о том, чтобы навязывать науке, что она и как должна изучать, а что не должна. Такой подход противоречит природе науке и губит ее. Поэтому решающим принципом взаимоотношений науки и об­щества становится принцип личной ответственности ученого. Ученый дол­жен руководствоваться пониманием того, что его исследования могут иметь губительные последствия для цивилизации. Поэтому занятия наукой в усло­виях индустриальной цивилизации становятся не просто интеллектуальным удовольствием, а трудным и морально ответственным делом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: