Из истории мы знаем, что многие цивилизации древности не нуждались в науке, хотя и обладали богатыми знаниями. Поэтому причина ее возникновения связана не с накоплением знаний и «поумнением» человечества в процессе истории, а с изменением отношения человека к миру. Только цивилизация, которая начинает активно преобразовывать окружающий мир и желает это делать, нуждается в накоплении знаний. Это можно считать общей социальной причиной возникновения науки.
Индустриальное общество не просто становится причиной возникновения науки. Оно заинтересовано в ее развитии. Тем самым наука превращается в социальный институт. Правила и нормы научной деятельности признаются обществом и государством. Профессия ученого приобретает высокий социальный статус. Общество поощряет развитие научных исследований посредством их финансирования, создания огромных специализированных научных коллективов. Сама наука становится сложно организованным комплексом. Более того, она превращается в фундамент индустриальной цивилизации.
|
|
Какие же функции наука выполняет в обществе?
1. Научное знание лежит в основе мировоззрения современного общества. Мы помним, что суть науки - это стремление к получению объективных знаний. Поэтому сама по себе наука не является и не может стать мировоззрением. Она играет мировоззренческую роль благодаря тому, что вступает в союз с духовными системами, которые занимаются производством ценностей. Понятно, что наука хотя и не противоречит религии, но в союз с ней вступать не будет.
Союзниками науки и помощниками в создании мировоззрения становятся философия и идеология. Философия занимается осмыслением исходных принципов отношения человека к миру, ищет основания наших знаний. Идеология возникла гораздо позднее и является прямым продуктом индустриальной цивилизации. Термин «идеология» появился впервые во Франции в начале 19 в. для обозначения учения об идеях, которые должны дать прочные основы для политики, этики. Тем самым идеология формирует ценности общественной жизни: социальные, экономические и политические.
Именно эти духовные системы близки науке, потому что они едины по своей природе. Наука, философия и идеология строятся не на вере, а на разуме. Это значит, что свои утверждения они стремятся строить на рассуждении, доказательстве, аргументации. По этой причине философия, идеология и наука осуществляют практику разделения труда. Наука отвечает за производство знаний. Философия и идеология - за производство ценностей и их согласование с системой знаний.
2. Функция практическая или прагматическая. Наука стала непосредственной производительной силой в современном обществе. Что это означает? Во-первых, научная деятельность приобретает облик производства. В ней занято огромное количество людей, существует жесткая специализация видов деятельности. Методы получения и доказательства знаний зачастую превращаются в массовые, стандартизированные технологии.
|
|
Но самое главное, что изменились взаимоотношения науки и практики. Не просто сократились сроки внедрения научных открытий в производство. Между наукой и практикой возник посредник - система технического или инженерного знания. Это знание особого рода. Оно занимается не изучением устройства мира, а превращением знаний о мире в технологии создания вещей, необходимых для жизни общества.
Само производство в целом теперь строится на основании предварительных специальных исследований: что производить, как, где. Экономика обращается к науке не только с просьбой усовершенствования процесса производства, но и с вопросом, что еще можно производить, что еще можно создавать. Поэтому современное общество и называют информационным. В нем главным становится не ответ на вопрос: как сделать тот или иной предмет, а какие предметы делать.
Однако производственной силой наука становится не только в системе экономики. Наука становится неотъемлемой части всей социальной жизни в целом. Никакие социальные действия или социальные изменения не смогут претендовать на успех, если предварительно не будут проведены исследования данной области социальной жизни. Этим занимается в частности наука социология. Ни один политический деятель не сможет претендовать на успех, если предварительно не будут проведены исследования поведения избирателей, особенности их восприятия политических деятелей выработана стратегия и тактика действий политика. Этим занимается в частности наука политология.
3. Функция социализации. К человеку в современном обществе предъявляются особые требования. Чтобы эффективно взаимодействовать с вещами индустриального мира, быть подготовленным к динамичности жизни, требованиям, которые она предъявляет, человек должен пройти предварительную подготовку, уметь включиться в жизнь современного общества. Он должен обладать соответствующими знаниями и методами их приобретения.
Это не означает, что все члены общества должны заниматься наукой. Функцию социализации наука осуществляет опосредованно, через систему образования, а именно через школы и вузы. В школе человек получает образование, которое включает в себя формирование картины мира, навыков мышления и начальную подготовку к жизни. В вузе человек получает навыки будущей профессии. Важно то, что картина мира и навыки мышления, а также овладение профессией, строятся на базе именно научных знаний.
4. Функция коммуникации. Ясно, что индивиды, умеющие наиболее эффективно распорядиться теми возможностями, которые предлагает наука, увеличивают вероятность приобрести высокий статус в современном обществе. Тем самым наука обеспечивает социальные связи и их прочность в современном обществе. Но она обеспечивает прочность самого индустриального общества, потому что сообщество ученых и всех людей, причастных науке, заинтересовано в его развитии. Ведь только в нем наука может процветать. А через удовлетворение растущих человеческих потребностей наука обеспечивает заинтересованность всего общества в развитии индустриальных цивилизаций. Ведь только она может это делать наиболее эффективно.
Однако успехи науки породили в 19-20 вв. завышенное представление о возможностях научного знания. Убеждение в том, что оно является единственно верным и единственно возможным способом решения основных человеческих проблем, получило название «сциентизм».
|
|
Данное убеждение выразилось в представлении, что рано или поздно научное знание вытеснит все остальные виды знания, в частности обыденное. И действительно многие наши сегодняшние представления о мире являются результатом научных исследований. Но, если мы внимательно присмотримся, то увидим, что вряд ли такая замена произойдет. У науки и обыденных знаний разные объекты интереса. Да и не всегда есть надобность применять научные методы получения знания. Так, во многих случаях нам вполне хватает доверия к тому, что слышали и видели другие. И у нас не необходимости специально перепроверять истинность сообщений такого рода. Наконец, есть целые области жизни, где научное знание просто ничем не может помочь человеку. Это область эмоций, например чувство любви. Это область морального выбора.
Успехи науки породили еще одно весьма опасное заблуждение. Очень многим мыслителям казалось, что теперь она может заменить религию, философию, идеологию, мораль. Решающим аргументом служило утверждение, что высказывания богословов и философов невозможно доказать экспериментами. А раз их истинность нельзя проверить, то и не следует ими руководствоваться в своих действиях.
Эпоха мировых войн в 20 в. показала, что достижения науки могут обернуться грандиозной разрушительной силой. Специализация приводила к тому, что отдельный исследователь не знал и не мог знать места своих изысканий в общей картине изучаемого процесса. Более того, чтобы быть профессионалом, он уже не мог тратить время на обладание всесторонними знаниями. Общество стало делать вывод, что ученые часто не задумываются над последствиями своих открытий.
Главная мысль, которая постепенно проникает в общественное сознание 20 в. состояла в том, что знание может быть использовано как во зло, так и во благо. И дело даже не в том, злой или добрый человек его добывает или использует. В 1934 г. в докладе об открытии атомной энергии один из выдающихся физиков своего времени Ф. Жолио-Кюри сказал: «Если ученый окажется перед альтернативой: взорвать ради достижения истины мир или отказаться от этой истины, то он должен избрать и изберет первое». Тем самым, возможно того не желая, он выразил мысль, что истина и добро не являются синонимами.
|
|
Объективность знания говорит лишь о том, что в мире есть и чего там нет. Но наука не может утверждать, что в мире должно быть. Ведь решение этого вопроса определяется волей и интересом человека. А воля человека, т.е. его способность и желание действовать, обусловливается системой ценностей. Поэтому научное знание должно быть дополнено другими духовными системами, такими как религия или философия. Более того, не просто дополнено, а ограничено, особенно, в вопросе о социальных последствиях научных открытий.
Но речь не должна идти о том, чтобы навязывать науке, что она и как должна изучать, а что не должна. Такой подход противоречит природе науке и губит ее. Поэтому решающим принципом взаимоотношений науки и общества становится принцип личной ответственности ученого. Ученый должен руководствоваться пониманием того, что его исследования могут иметь губительные последствия для цивилизации. Поэтому занятия наукой в условиях индустриальной цивилизации становятся не просто интеллектуальным удовольствием, а трудным и морально ответственным делом.