Религия как тип мировоззрения

Когда мы даем характеристику религии, то должны учесть много­значность этого слова. Что же может подразумеваться под религией?

1. Прежде всего, религия - это тип мировоззрения. Это значит, что она формулирует определенные ценности и идеалы, а не только знания о

мире.

2. Религией также является система особых действий, предназна­ченных для достижения определенных целей. По-другому, совокупность этих действий называют культом, который, как правило, выражается в форме обрядов, ритуалов, богослужений, молитв.

3. Под религией подразумевают организацию верующих, которую обычно называют церковью, общиной или сектой.

4. Наконец, мы можем говорить о религии как социальном инсти­туте, когда данное мировоззрение, культ и организация верующих приоб­ретают легитимный характер и начинают играть в обществе определен­ную роль.

Выделим две принципиальные черты, которые определяют своеоб­разие религии как типа мировоззрения. Во-первых, это утверждение о существовании и особых свойствах сверхъестественного, а во-вторых, вера как способ коммуникации со сверхъестественным. Поэтому миро­воззрение, которое отрицает существование сверхъестественного и воз­можность связи с ним, называется атеистическим.

Что такое сверхъестественное? Это некоторый мир, который нахо­дится за пределами нашего человеческого опыта, не обладает физически­ми характеристиками и вообще не подчиняется законам материального мира. Обычно это божество. Здесь можно выделить религии политеис­тические, т.е. признающие существование множества божеств, и моноте­истические, т.е. признающие существование единого божества. К после­дним принято относить иудаизм, христианство, ислам. Как правило, в мо­нотеистических религиях божество наделяется свойством абсолютности. Абсолютность предполагает отсутствие всяческих ограничений, а также наличие соответствующих свойств. Прежде всего, это вездесущность или вездеприсутствие, всезнание, всемогущество и всеблагость. В ряде рели­гий божество является некоторой безличной силой, которая действует с автоматизмом законов природы. Но во многих религиях, таких как христи­анство, ислам, иудаизм, божество воплощает и личностное начало. Следу­ет добавить, что есть религии, в которых отсутствует представление об абсолютном божестве. Примером может служить буддизм.

Но религия состоит не просто из утверждений о существовании абсолютного божества. Она формулирует некоторые принципы отноше­ния божества к миру. Прежде всего, оно не зависит от мира, а, наоборот, и является определяющим началом по отношению к нему. В тех религиях, которые исходят из существования личного абсолютного божества или Бога, такое определяющее начало проявляется в следующих чертах. Это креационизм, т.е. учение о сотворении мира Богом. Теоцентризм или уче­ние о Боге как основе существования мира, его целостности, устойчивости. Иначе говоря, Бог не просто творит мир. Мир существует, т.е. длится во времени и пространстве, только благодаря воле Бога и. отдельно от него просуществовать не сможет. Провиденциализм, т.е. учение о плане или предназначении, который Богом предписан миру. Это значит, что мир не просто создан и действует как хорошо отлаженная машина. Миру уго­товлена волей Бога определенная цель. Можно сказать, что с точки зрения религии мир не только функционирует, но и развивается или движется в определенном направлении. Эсхатология, т.е. учение об окончании мира и мирового процесса. План, предписанный миру, как раз и состоит в том, что он когда-то сотворен и когда-то закончится. Кроме того, мировой фи­нал не означает буквальной гибели мира. Религия предполагает преобра­жение мира, которое принято называть соединением мира с богом. И, наконец, еще одной существенной чертой отношения бога к миру следует назвать сотериологию. Сотериология - это учение о смысле или цели че­ловеческого существования. Смысл этот состоит в спасении. Подчеркнем, что не во всех религиях обязательно присутствие всех перечисленных ха­рактеристик. Или не везде они присутствуют в столь явно выраженной форме.

Уже эти черты религиозных представлений показывают, что рели­гия не является просто системой знания о мире. Она не только объясняет, как устроен мир, кто его создал и т.д. Религия, как мы увидели, формулиру­ет цели или ценности, к которым призывает стремиться и на которые на­правляет человека.

В чем же особенность религиозного мировоззрения? Прежде все­го - это специфика основной человеческой цели. В отличие от других ми­ровоззрений религия указывает на существование двух различных миров: земного и потустороннего, подчеркивает их принципиальное различие и говорит о посмертном существовании или необходимости спасения из мира земного. Он трактуется как место человеческого страдания. Страда­ет человек от своей ограниченности. Суть ее в том, что он всегда полон неудовлетворенных желаний, и главным образом потому, что он смертен. Поэтому спасение будет состоять в преодолении человеческой конечнос­ти. Человек не станет равным божеству, но будет избавлен от страданий благодаря тому, что получит полноту общения с Богом. Состоится спасе­ние не в земном мире, а в потустороннем. Но утверждение о том, что земная жизнь есть страдание, не означает бессмысленности земного су­ществования. Чтобы достичь спасения следует не убегать от земной жиз­ни, а пройти испытание на право заслужить спасение. Испытание осуще­ствляется в ходе исполнения определенных требований.

Вот здесь мы выходим ко второй важнейшей стороне религии: вере как способу связи человека с божеством. Почему? Ведь чтобы спастись следует верить. Но что значит верить? В самом простом смысле веру можно определить как принятие каких-либо утверждений без доказательства опытом (чувствами) или разумом (рассуждением). Почему для религии так важна именно вера? Прежде всего, потому, что иными способами нельзя удостовериться в существовании божества, особенно если оно но­сит абсолютный характер. Его нельзя увидеть, услышать, нельзя доказать его существование путем логических рассуждений.

Как тогда человек узнает о божестве и его существовании? Посред­ством откровения, т.е. Бог открывается человеку через знаки, пророче­ства, предзнаменования, а с точки зрения христианства и в непосредствен­но в человеческом облике, как Иисус Христос. Поскольку это в основном знаки, то божество никогда ни открывается человеку полностью. Ведь оно абсолютно, а человек - нет, и не может поэтому вместить в себя полноту знания о божестве. Вот почему религия всегда подчеркивает, что суще­ствование божества есть тайна, загадка, нечто непостижимое, поэтому человек всегда должен ощущать беспокойство, трепет, тревогу, сомнение в совершенстве своей религиозной жизни. Это означает, что от человека требуется не только признавать существовать божества, но и испытывать определенные эмоциональные состояния, переживания. Совокупность таких состояний называют религиозным опытом. Он складывается не только из знаний людей о том, что есть божество и какими свойствами оно обла­дает, но включает в себя эмоции, страсти, состояния чувств.

Но вера - это не только признание существования божества. С ним связываются желания, надежды и ожидания. Поэтому вера обладает слож­ной структурой. Можно выделить следующие составные части: вера-уверование, вера-упование и вера-обязательство или вера-верность.

Вера-уверование нам уже знакома. Это признание существования божества.

Второй составной частью является вера-упование т.е. надежда на то, что божество обладает такими свойствами или осуществит такие дей­ствия, которые важны для человеческого существования. Это надежды на помощь божества, например на спасение, т.к. большинство религий при­знает недостаточность человеческих сил для достижения спасения. Следу­ет подчеркнуть, что это вера. Ведь в то, что оно будет спасен, человеку приходится верить. Никаких других доказательств получить нельзя.

Однако вера предполагает и взаимные обязательства. Недаром ре­лигию называют встречей бога и человека. Поэтому третьей составной частью веры является вера-обязательство, т.е. признание необходимости для человека обладать определенными свойствами или осуществить определенные действия, чтобы участие бога в судьбе человека было поло­жительным.

Если посмотреть на историю религии, то можно увидеть разные типы обязательств, которые брали на себя верующие. Самым древним можно видимо считать жертвоприношения, обряды, ритуалы. Другим видом является следование определенным правилам поведения (запове­ди, моральные нормы). Характерной формой обязательств являются оп­ределенные физические и духовные процедуры (йога, экстаз, аскетизм, отшельничество, монашество). И, наконец, ближе к современности возни­кает представление о том, что условием спасения может стать не просто исполнение некоторых правил поведения, но и мирская деятельность в целом. Успех в делах, например в предпринимательской активности, мо­жет служить мерилом избранности Богом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: