Религия в традиционных и индустриальных обществах

Для традиционных обществ, вступивших в эпоху цивилизаций, ре­лигия фактически выступала единственным способом связи людей. Ры­ночная экономика не была развита. Мифологическое или языческое ми­ровоззрение делило людей по принципу «Мы - Они» и предписывало совершенно разные нормы поведения по отношению к своим и чужим. Оно не ориентировало различные касты, сословия, общины на контакты. Но если для архаических небольших изолированных коллективов такое по­ложение дел было вполне нормальным, то для существования цивилиза­ций совершенно неприемлемым.

Вот почему лидеры возникающих государств, объединяющих раз­нообразные племена и народы, как правило, приходили к необходимости замены традиционного мифологического мировоззрения религиозным. Более того, государство было заинтересовано в превращении религии в общеобязательное для всех мировоззрение. А поскольку общество не могло позволить своим членам право выбора в силу отсутствия материального и духовного изобилия, то религия становилась единственным и навязывае­мым типом мировоззрения. Это значит, что за несоблюдение религиозных предписаний карало общество и государство путем воздействия обще­ственного мнения и государственных органов.

Таким образом, мы можем отметить особенность положения религии в традиционных обществах. Она превращается в общеобязательное мировоззре­ние, во-первых. Во-вторых, религия пронизывает все стороны общественной жизни. Религиозные представления становились определяющими мотивами поведения людей в социальной, экономической и духовной жизни. Например, люди организовывали хозяйство не ради получения прибыли, а потому что считали, что хорошо организованная жизнь угодна богу и способствует спасе­нию. Войны очень часто велись из-за расхождений в толковании вопросов веры.

В индустриальном обществе происходит процесс, который приня­то обозначать словом «секуляризация» или отделение, освобождение от влияния религии различных сфер социальной и личной жизни. Религия перестает быть причиной или толчком развития экономики, политики и т.д. Основным принципом мировоззрения становится принцип свободы совести и свободы вероисповедания. Свобода совести представляет собой право верить или не верить. Свобода вероисповедания состоит в праве человека выбирать, иметь и распространять тот или иной тип веры по своему усмотрению.

Секуляризация приводит к отделению организации верующих, в первую очередь, церкви, от государства и государства от церкви. Это означает, что государство не вмешивается во внутренние дела церкви. Оно также не может навязывать гражданам то или иное вероисповедание. Го­сударственная система образования и воспитания носит светский харак­тер и не преследует цели сформировать какое-либо отношение к религии. Но государство охраняет законную деятельность религиозных объедине­ний. Члены всех религиозных и атеистических объединений имеют равные с остальными гражданами права на участие в политической жизни, напри­мер. Государство уважает свободу родителей давать религиозное воспи­тание ребенку в соответствии с их убеждениями и выбором.

С другой стороны, церковь также не может вмешиваться в дела государства, в вопросы определения гражданами своего отношения к ре­лигии. Церковь не имеет права поручать своим органам выполнение ка­ких-либо государственных функций. Все эти принципы закрепляются в конституциях индустриальных демократических обществ.

Причина секуляризации состоит в том, что индустриальные обще­ства основаны на принципах рыночной экономики. А это значит, что связи между людьми и социальными группами осуществляются посредством развития экономики, разделения труда и активизации рыночных отноше­ний, которые ставят людей во взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга. Поэтому религия как условие единства общества утрачивает свою необходимость. Развитие среднего класса, пропаганда социальной мобиль­ности и роста потребления, создание системы социальной защиты в де­мократических государствах обеспечивает лояльность граждан к индуст­риальному обществу. Поэтому учение о мире как страдании и спасении как смысле человеческой жизни перестают господствовать в мировоспри­ятии современного человека. Но отметим, что не во всех современных обществах процесс секуляризации осуществлен во всей полноте или при­знается необходимым.

В результате в обществе религия превращается в отдельный автономный социальный институт. Причем в реализации ряда функций (ком­муникативной, мировоззренческой, компенсаторной) ему приходится кон­курировать с другими институтами. Религиозные искания становятся лич­ным делом гражданина и следствием его личного выбора. Это не означает, что религия утрачивает свое значение в современных индустриальных обществах. Индустриальное общество - это общество эпохи цивилизаций. А это значит, что все положительные и отрицательные свойства цивилизации, которые когда-то породили религию, в нем сохраняются. Поэтому и религиозные искания сохраняют свое значение. Плюрализм современно­го мировоззрения требует, чтобы существовали разные варианты духов­ных исканий человека. В этом отношении религия представляет собой один из культурных опытов, добытых человечеством на этом пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: