Религия как социальный институт

Анализ свойств веры показывает, что религия состоит не просто из рассуждений, а представляет собой практическую жизнь. Ведь чтобы спа­стись, человек обязан совершать действия, поступки. Причем эти поступ­ки должны отличаться от обыденной повседневной жизни. Это подчерки­вается путем выделения места и времени их свершения, создания особых предметов, с которыми люди действуют, придания особенного смысла та­ким действиям. Вот почему возникает такое явление, которое принято на­звать словами «ритуал», «обряд». Поэтому для описания жизни верую­щего человека принято употреблять такие понятия, как «сакральное» и «профанное». Сакральное или священное - это время и место исполнения особых действий, которые связывают человека с божеством. Это сами такие действия, например, молитвы, обряды, ритуалы, исполнение запо­ведей в целом. Сакральное - это также особое состояние, которое человек должен испытывать во время их исполнения. Профанное или повседнев­ное - это, соответственно, время и место повседневной жизни. Если рели­гии становится образом жизни, то она неизбежно ставит верующего в особые отношения с обществом. Ведь нормы и ценности общества могут не совпадать или противоречить с религиозными нормами и ценностями.

Как совокупность действий, религия предполагает формирование определенных отношений с окружающими. В разных религиях они приоб­ретают различный характер. Прежде всего, они могут быть направлены на отделение верующих от всех остальных членов общества. Наиболее ярко это проявляется в сектах. Кроме того, обычно исполнение обрядов и риту­алов требует совместных действий верующих. Поэтому религия, как правило, превращается в социальную организацию - общину верующих. На­конец, исполнение заповедей («возлюби ближнего», например) предпола­гает направленность на других людей, причем не обязательно верующих.

Кроме того, чем более расширяется круг верующих, чем сложнее становится сама религиозная система, тем более в общине верующих вы­деляется особая группа: организация служителей культа. Ведь сложность, многообразие и специфика обрядов и ритуалов требуют существования хранителей традиции и наличия организаторов исполнения ритуала. Эту задачу и выполняют служители культа. Кроме того, они выполняют функ­цию толкователей священных текстов. Ведь мы помним, что согласно ре­лигии божество сообщает о себе косвенным способом через знаки. По­этому любой священный текст, как правило, носит характер символичес­кий, когда слова или тексты в целом кроме буквального могут иметь еще и скрытый смысл.

Нетрудно заметить, что практический характер религии ставит воп­рос о социальных функциях религии, о взаимоотношениях верующих с остальным обществом. Ведь любые действия, как правило, затрагивают интересы других людей. Кроме того, представления о божестве, учение о спасении должны каким-то образом влиять на социальную жизнь людей, менять их отношение к каким-то социальным явлениям. Какие же соци­альные функции она выполняет?

1. Это уже знакомая нам мировоззренческая функция. Суть ее со­стоит в указании целей (ценностей), к которым должен стремиться чело­век, и в их обосновании. Так с позиций религии целью человека является спасение или посмертное существование, а обоснованием значимости данной цели является учение о божестве и значении для мира.

2. Функция компенсаторная. Компенсация означает восполнение. Что может восполнить религия? Она может восполнить неудовлетворен­ность человека своей жизнью в целом. Учением о спасении религия мо­жет давать надежду на осуществление чаяний человека в ином мире, если в этом он не обнаруживает возможности их воплотить. Учением о Боге как существе абсолютном, но в то же время обладающим личностным началом, религия дает человеку возможность обрести универсального всепонимающего собеседника. Этим религия компенсирует недостаток внимания к человеку со стороны окружающих.

Компенсаторная функция может быть использована определенными классами для укрепления своих позиций в обществе. Ведь надежду на осуще­ствление своих чаяний в ином мире можно использовать как отвлечение от насущного решения социальных проблем. Но не будем забывать и о том, что религия могла использоваться не только господствующими, но и угнетаемыми социальными слоями. Ведь учение о земной жизни как мире страданий подразумевает критику социальных отношений, а учение о загробной жизни могло пониматься как идеал общественного устройства. Поэтому социальные низы использовали религиозные учения как мировоззренческую программу для борьбы против несправедливых общественных отношений.

3. Функция коммуникативная, т.е. установление и укрепление свя­зей между людьми. Как ее обеспечивает религия? Прежде всего, через общность вероучения, обрядов и ритуалов и их совместное исполнение. Кроме того, учение об исполнении моральных заповедей как условии спа­сения, ориентирует людей на связь друг с другом. Ведь сама суть запове­ди, например «возлюби ближнего», нацеливает на контакт с другим чело­веком. И связь эта прочна тем, что исполнение ее должно носить бескоры­стный характер. Причем религия требует от верующего, чтобы он первым проявлял активность. Кроме того, как правило, мировые религии призы­вают одинаково относиться ко всем людям независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Вот почему общество положительно относится к таким религиям. Они выступает силой, способной скрепить общество. Ведь объединение людей является прочным, когда люди хотят вступать в связь друг с другом и знают, что нужны и интересны друг другу не только ради выгоды. Мы знаем, что людей может объединить потребность выжить, насилие, ры­ночные отношения и идеи. Но не во всяком обществе могут действовать все эти условия. Рыночные отношения начинают господствовать только в Новое время в Западной Европе. Насилие может создать общество, но не сохранить его. Потребность выжить совместными усилиями эффективно действует только в небольших коллективах. В огромном обществе трудно убедить людей, что для выживания нужны совместные усилия.

А эти рассуждения позволяют нам сделать следующие выводы. Во-первых, мы видим социальную необходимость религии. Это значит, что религия не просто существует как одна из форм духовной и социальной жизни. В ней нуждается общество. Ведь религия может выступать факто­ром объединения людей, если не действуют другие факторы. Это и делает ее социальным институтом. Во-вторых, мы видим, что сама религия как соци­альный институт становится необходимой только при определенных усло­виях. Можно предположить, что в небольших первобытных коллективах не было надобности в дополнительных условиях сплочения людей, поскольку и так было ясно, что выжить можно только совместными усилиями.

Но с усложнением социальной жизни ситуация меняется. Этот но­вый этап можно назвать периодом возникновения цивилизаций, т.е. слож­но организованных обществ с многосторонним разделением труда, возникновением государства, городской жизни, социального неравенства. В результате возникает отчуждение социальных групп друг от друга, отчуж­дение интересов государства от интересов социальных групп. Исчезает общий интерес, который раньше был понятен всему коллективу и объеди­нял всех. В больших обществах отдельный человек перестает видеть свое место и свое значение. Поэтому возникает потребность найти новые спо­собы регулирования поведения человека в цивилизациях, которые укре­пили бы общество и в то же время придали смысл человеческому суще­ствованию. Религия и становится таким способом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: