Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается организа­ции территории государства (разделение её на части), распределение властных отношений между центральными (высшими) и местными органа­ми власти.

Необходимость строить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории. Имеются границы этого государства. Для организации экономической жизни, защиты своих граждан, военной служ­им возникает потребность (необходимость) разделить территорию на ок­руги, штаты, земли, кантоны, губернии, уезды и т.д. На этих территориаль­ных образованиях создаются местные (территориальные) органы власти.

Как и форма правления, территориальное устройство также своими корнями уходит в глубокую древность. Уже древние восточные импе­рии делились на провинции, города и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления. Выделяется несколько видов территориального устройства государства.

Унитарное государство. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Для нее характерно разделение территории на административно-территориальные единицы. В каждой административно-территориальной единице имеются свои органы власти. Однако политической самостоятельности эти органы не имеют. В раз­личных сферах жизни территории они наделяются определенными полно­мочиями, позволяющими осуществлять управление территориями. Орга­ны власти территорий входят в единую структуру государственного аппа­рата. Глава государства, Парламент, Правительство распространяют свои полномочия на территорию всей страны. Ни юридически, ни фактически центральные (высшие) органы власти не ограничиваются в своих полно­мочиях какими-либо местными органами.

Унитарное государство имеет единое гражданство. Ни какие тер­риториальные образования собственного гражданства не имеют и не мо­гут иметь. Для унитарного государства характерным является единая сис­тема права. Её базу образует единая Конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории без каких-либо изъятий или ограничений.

В унитарном государстве используется единая система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются по всей территории государства. Имеется единая судебная система.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется центра­лизация государственного аппарата и вводится контроль над местными органами.

Унитаризм - явление, безусловно прогрессивное; оно способствует становлению единого рынка, развитию научно-технического прогресса.

Федеративная форма объединяет территории, пользующиеся зна­чительной автономией (самостоятельностью). Можно сказать, что терри­ториальные образования обладают государственной автономией в отно­шениях с центральной властью. Каждая федерация обладает уникальны­ми, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства, федеративное государ­ство в административном отношении не представляет собой единого це­лого. Она состоит из территориальных субъектов федерации. Субъекты федерации, наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоя­тельностью, приобретают и политическую самостоятельность. Это и от­личает их от административно-территориальных образований унитарного государства.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный аппарат и аппарат субъекта федерации (органы штата, кан­тона, земли и т. д.).

Одним из формальных признаков федерации является возможность наличия двуединого гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, что закреплено конституциями субъектов федерации.

В пределах федерации действуют федеральные законы и законы субъектов федерации (земли, штата, кантона, республики, края, области). Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систе­му. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматрива­ет жалобы на решения судов субъектов федерации. В федерации исполь­зуются федеральные налоги и налоги субъекта федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компе­тенции между федерацией и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридическое положение государственных образований и харак­тер тех отношений, которые складываются между федерацией и её членами.

Как правило, эти отношения определяются конституцией федера­ции или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорный принцип. Возможно сочетание:-т1гх принципов.

При договорном принципе несколько ранее самостоятельных государствобъединяются в федерацию, заключив между собой договор об отъединении. Такой федерацией являются Соединенные Штаты Америки, такой федерацией формально был Советский Союз.

Конституционная федерация создается "сверху" на основе Консти­туции страны. Таким путем были созданы Федеративная республика Гер­мания (1949 г.) и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (1918г.).

Новая Российская Федерация, строится на конституционных нача­лах, хотя важную роль играют и договорные отношения между Федераци­ей и субъектами Федерации.

Федерации делятся на: национально- территориальные, админист­ративно-территориальные и смешанные. В основе национально-государ­ственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве, например в Индии.

Для России характерным является наличие республик и автоном­ных образований (округов и области), входящих в федерацию, наряду с краями, областями, городами федерального значения. Могут иметь место и культурные автономии.

В основу административно-территориальной федерации, как пра­вило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы. Членами административной федерации являются края, области, штаты.


Среди форм государственного устройства называют обычно еще одну - конфедерацию. Но это уже не союзное государство, а государствен­но-правовой союз суверенных государств. Эти государства ведут общую внешнюю политику, имеют общую армию, общие финансы. Могут созда­ваться общие правоохранительные органы.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общества, продолжают иметь соб­ственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств - членов кон­федерации, направленных по их решению в распоряжение общего коман­дования.

Конфедерации достаточно редко встречались в истории государства, были, как правило, неустойчивыми образованиями; по достижении по­ставленных задач они либо перерастали в федерации, либо распадались на независимые самостоятельные государства. Однако сейчас идеи конфеде­рации вновь ожили. Элементы конфедерации нарастают в Европейском Союзе - объединении 12 Западноевропейских государств. Речь идет об учреждении единого европейского государства, об общих действиях в об­разовании права Европейского парламента и его исполнительных орга­нов; уже созданы единые финансовая и денежная системы. Дело идет к
созданию «Соединенных Штатов Европы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: