Проведение государственной экологической экспертизы

Проведение ГЭЭ осуществляется при выполнении следующих условий:

– предоставления документации, подлежащей обязательной ГЭЭ, в полном объеме, определяемом нормативными документами о порядке ее разработки, содержащей материалы ОВОС, выполненные в соответствии с действующими документами;

– наличия в составе представляемой документации заключений (материалов согласований) с органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, владельцами и пользователями природных ресурсов, необходимость которых устанавливается в зависимости от характера объекта экспертизы;

– наличия в составе представляемой документации материалов обсуждений объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями);

– наличия заключений ОЭЭ в случае ее проведения в установленном законодательством порядке;

– предварительной оплаты за проведение ГЭЭ заказчиком.

Таким образом, при полной комплектности документации, подлежащей ГЭЭ, заказчик производит оплату за проведение ГЭЭ и представляет в экспертное подразделение документ, подтверждающий оплату, после чего начальник отдела экспертизы поручает ответственному исполнителю формирование персонального состава экспертной комиссии и подготовку документов, являющихся основанием для проведения ГЭЭ соответствующего объекта.

Для определения кандидатур руководителя и членов экспертной комиссии используется банк данных экспертов. Для участия в качестве экспертов приглашаются только высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее образование, опыт работы или ведущие практические и теоретические исследования по необходимому направлению. Обычно, это преподаватели высших учебных заведений, имеющие ученые степени, руководители и научные сотрудники научно-исследовательских организаций, инженеры и руководители лабораторий, отделов, мастерских, проектных организаций. Обязательно должно соблюдаться требование, что экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика документации, подлежащей ГЭЭ, а также гражданин или представитель юридического лица, состоящий с указанным заказчиком или разработчиком в договорных отношениях.

Например, если в разработке определенной документации участвует только часть специалистов какого-либо института, то не участвовавшие в разработке данной документации специалисты этого же института не могут приглашаться на ее экспертизу, так как в данном случае не может быть соблюден принцип независимости экспертизы и, естественно, заключение данного специалиста не будет признаваться объективным.

Эксперт ГЭЭ несет ответственность за сокрытие от органа ГЭЭ сведений о договорных отношениях с заказчиком или разработчиком объекта ГЭЭ. Кроме того, эксперт должен обеспечивать сохранность экспертируемых материалов и конфиденциальность сведении, содержащихся в этих материалах.

При формировании комиссии в первую очередь ответственный исполнитель подбирает кандидатуру руководителя экспертной комиссии и согласовывает ее с начальником отдела экспертизы. Руководитель, как правило, должен иметь более высокий статус (должность, положение в обществе) по сравнению с членами экспертной комиссии, обладать высокими научными познаниями. Руководитель экспертной комиссии совместно с ответственным исполнителем участвует в формировании экспертной комиссии и согласовывает ее состав. В дальнейшем он обеспечивает взаимодействие между экспертами, оценивает качество работы экспертов, ведет заседания экспертных комиссий, подготавливает сводное заключение экспертной комиссии с учетом объективного и комплексного анализа объекта ГЭЭ и мнения общественности. Руководитель экспертной комиссии несет ответственность за соблюдение требований и норм природоохранного законодательства при проведении экспертизы и обоснованность выводов заключения экспертной комиссии.

При проведении экологической экспертизы сложных объектов в составе комиссии могут образовываться экспертные группы (или подкомиссии):

– по рассмотрению отдельных компонентов природной среды;

– по рассмотрению правовых, эколого-экономических и социальных вопросов, связанных с реализацией проектных решений.

– по рассмотрению специфических вопросов (обоснования размещения строящегося объекта, обращения с отходами и пр.).

В случае формирования групп определяются кандидатуры их руководителей, в обязанности которых входит организация работы группы и подготовка сводного заключения. Руководитель группы также несет ответственность, предусмотренную законом для эксперта, и за выполнение своих обязанностей руководителя.

После согласования состава экспертной комиссии с начальником отдела экспертизы ответственный исполнитель подготавливает документы, являющиеся основанием для проведения ГЭЭ: договоры с руководителем комиссии, при необходимости с руководителями групп, и каждым членом экспертной комиссии, технические задания для них и проект приказа на проведение ГЭЭ. Как правило, ответственный исполнитель по организации и подготовке процесса экспертизы назначается ответственным секретарем экспертной комиссии.

В подготовке технических заданий экспертам принимает участие, совместно с ответственным секретарем, руководитель комиссии и согласовывает их. Все технические задания утверждает начальник экспертного подразделения. Обычно в задании эксперту указывается, по какому вопросу или разделу необходимо рассмотреть материалы объекта экспертизы, по каким направлениям выполнить анализ, дать оценку планируемых решений, сформулировать замечания, предложения и рекомендации и сделать обоснованные выводы.

При анализе материалов эксперт, как правило, должен оценить по своему направлению:

– достоверность и полноту приведенной в документации информации о состоянии природной среды и хозяйственной деятельности в регионе (область, район, город, населенный пункт) на момент разработки этой документации;

– учет природной специфики территории;

– выполнение условий природопользования и требований, выдвинутых соответствующими органами государственного надзора и контроля;

– полноту информации об источниках и объектах воздействия на окружающую среду;

– правильность определения величины экологического ущерба от намечаемой деятельности в процессе строительства и эксплуатации;

– правильность оценки риска возникновения аварий, а также достаточность предусмотренных материальных ресурсов и резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий;

– обоснованность полноты и эффективности предусмотренных мер по охране здоровья населения, окружающей природной среды;

– соответствие принятых решений требованиям природоохранного законодательства;

– качество документации.

По результатам анализа эксперт должен сформулировать по своему направлению оценки планируемых решений однозначные выводы. Руководителю группы дается задание на основании индивидуальных заключений экспертов подготовить заключение группы, содержащее итог анализа экспертируемых материалов и общее мнение группы с оценкой планируемых решений по экспертируемому направлению, которое также должно содержать соответствующие анализу однозначные выводы о допустимости воздействия и возможности реализации деятельности с позиции рассматриваемого направления.

Задание руководителю экспертной комиссии включает в себя подготовку сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных заключений экспертов и групп (в случае их организации). В заключении:

– дается оценка принятым в представленной документации решениям, в том числе по выбранному варианту размещения, планируемым природоохранным мероприятиям, организации сети наблюдения (экологическому мониторингу), достаточности запланированных организационных мероприятий, технических и финансовых средств для ликвидации последствий возможных аварий и т.п.;

– указывается допустимость (или недопустимость) воздействий на окружающую среду, обусловленных решениями в документации по намечаемой деятельности;

– замечания по качеству документации, по принятым решениям, по соблюдению законов и нормативов и т.п.;

– предложения и рекомендации, направленные на улучшение принятых в рассмотренной документации решений, с целью дальнейшего повышения степени экологической безопасности планируемой деятельности;

– может указываться, с учетом стадийности проектирования, вид документации, в которой должны быть учтены при дальнейшем проектировании изложенные в заключении замечания, предложения и рекомендации.

По результатам анализа документации с учетом всех заключений экспертов и поступивших аргументированных предложений заинтересованной общественности или заключения ОЭЭ руководитель комиссии ГЭЭ согласно заданию формулирует выводы заключения, которые должны содержать:

– оценку соответствия намечаемой деятельности требованиям законодательных актов и нормативных документов;

– подтверждение допустимости либо указание на недопустимость намечаемого воздействия на окружающую среду;

– мнение комиссии о возможности или невозможности реализации объекта экспертизы.

Одновременно с заданиями оформляются договоры на проведение государственной экологической экспертизы с членами экспертной комиссии. Договоры с экспертами утверждаются руководителем органа ГЭЭ (или его заместителем) после подписания приказа на проведение ГЭЭ объекта, по которому привлекаются внештатные эксперты.

Приказом руководителя органа ГЭЭ о проведении экспертизы:

– поручается экспертному подразделению организовать проведение ГЭЭ по конкретному объекту;

– утверждается состав экспертной комиссии;

– указывается срок проведения ГЭЭ.

Начиная с дня утверждения приказа ответственный секретарь экспертной комиссии организует работу экспертной комиссии.

Руководитель экспертного подразделения осуществляет контроль за соответствием процедуры проведения ГЭЭ установленным требованиям и работой экспертных комиссий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: