Виды предпринимательского бизнеса

Предпринимательский бизнес, характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня заплатить деньги. Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова. В качестве товаров могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т. п.), деньги, валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой из указанных товаров, надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этого, предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое или финансовое.

Производство товаров и услуг. Бизнес организовывает деятельность, результаты которой в виде материальных предметов или услуг нужны каким-либо субъектам рынка. Потребности в обществе постоянно возрастают. Возрастает численность населения планеты. Процесс воспроизводства на всех стадиях и уровнях требует все большего объема материальных благ, изменяется его качественное содержание. Достижения науки усложняют и не устраняют, а наоборот, увеличивают потребности людей. Организация деятельности по удовлетворению возникающих в обществе потребностей путем разделения, специализации, кооперации труда и обмена результатами деятельности к взаимной выгоде заинтересованных лиц является содержанием бизнеса.

Разделение труда – это обособление видов деятельности.

Чтобы стало возможным разделение труда, необходима специализация, работников, на производстве отдельных операций, которые связаны с производством компьютеров. Кто-то специализируется на производстве деталей, кто-то на сборке готового изделия.

Специализация труда – это форма разделения труда, при которой человек или фирма концентрирует усилия па выполнении одного или ограниченного числа видов деятельности.

Если имеется разделение труда, специализация, то возникает потребность в его кооперации.

Кооперация труда – это форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда.

В предпринимательской деятельности поиск возможностей разделения уже существующих видов труда, специализации на отдельных операциях и кооперации с действующими производителями – становится источником для создания новых видов бизнеса.

Все общественное производство разделяется на две сферы: производственный сектор и сферу услуг.

Результатом деятельности производственного сектора являются материально-вещественные блага, которые произведены для обмена. В экономической литературе они получили наименование товары.

Товаром называется любой результат производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, являющийся объектом купли-продажи.

Услуги – это действия, которые не создают новые товары, но изменяют некоторые качества уже существующих.

Услуги неосязаемы и неотделимы, они производятся и потребляются в одно и тоже время, поэтому их нельзя хранить.

(Химчистка не изменяет фасон или материал, из которого сшито пальто, но изменяет качество уже изготовленного блага, грязное превращает в чистое, удовлетворяет потребности граждан.)

К основным видам деятельности в сфере услуг относят:

- коммерческую деятельность;

- транспорт и коммунальные услуги;

- финансовую деятельность;

- консультационную деятельность и прочие услуги.

Совокупность товаров и услуг получила в экономической литературе название продукты.

Производственный сектор и сфера услуг дополняют друг друга; образуя единство в создании совокупности продуктов, необходимых для воспроизводства человеческого общества. Однако производственная деятельность занимает доминирующее положение, так как, по существу определяет все остальные виды деятельности.

Потребность в услугах связана с тем, что конкретные материально-вещественные ценности: пищу, одежду, автомобили и т. д., надо не только произвести, но и довести до тех, для кого они предназначены.

У каждого предпринимателя возникает необходимость:

- сформировать условия производства;

- организовать сам процесс производства товаров и услуг;

- организовать продажу произведенного продукта.

Производство – это процесс преобразования сырья, труда капитала в товары и услуги.

Постоянное возобновление процесса производства, называется воспроизводством. Индивидуальное воспроизводство – это повторяющийся процесс производительного соединения факторов производства с целью создания товаров, получения доходов в рамках отдельного предприятия.

Ситуация заставляет предпринимателя держать в центре своего внимания каналы распределения товаров и услуг (оптовая и розничная сеть, дилеры, агенты). Дело в том, что в зависимости от выбранных каналов (форм) доведения товаров до потребителей в значительной степени определяется скорость оборота вложенных средств.

Предпринимательская деятельность, связанная с производством товаров, может носить:

1) традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство),

2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Инновационная деятельность заслуживает отдельного рассмотрения.

Инновационная деятельность связана с доведением изобретений, новых методов и техники производства до рынка.

Этот вид деятельности требует, как правило, больших затрат. Вместе с тем риски, связанные с возможностями продвижения продуктов на рынок велики. До 80–90% нововведений отвергаются рынком, не доходят до стадии массового производства. В последние годы деятельность, ориентированная на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не отработанных на практике, получила название венчурного бизнеса.

Венчурный бизнес. Сущность венчурного бизнеса состоит в разделении и распределении риска.

Это достигается в результате создания венчурных фирм, берущих на себя ответственность за доведение результатов, научного открытия до товарного вида за счет средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение акций этой фирмы по льготной цене. Получение дивидендов по этим акциям не является основной целью инвесторов. Приобретя акции такой фирмы, они приобретают право на использование инноваций в своих фирмах.

В основе венчурного бизнеса лежит способность предпринимателя аккумулировать ноу-хау из научно-технических проектов, потенциально оцениваемых как высоко прибыльные.

Венчурным бизнесменом может быть и финансист, инженер или студент, имеющий коммерчески выгодную разработку, и предприниматель, вложивший капитал в интересующую его лично или контролируемую им фирму техническую новинку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: