При всем многообразии видов и направлений деятельности людей – от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства – общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом.
Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса.
Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую.
Концепция – система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.
Позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.
Бизнес в этой концепции трактуется как основное содержание экономики. Поэтому он является типичной чертой жизни людей в целом. Он нацелен на всеобщее благо, подчинен всеобщим интересам, люди работают на благо общества. Бизнес – это непротиворечивое явление.
Критическая концепция. Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес – это деятельность людей, направленная исключительно на получение доходов или прибыли.
Ради дохода (прибыли, или, образно говоря, «наживы») бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям, из кошельков которых, так сказать, выколачивается эта прибыль.
В прошлом такой подход разделяли многие люди в нашей стране, он составлял основу принятых в обществе моральных норм.
Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не деланием личной карьеры, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего. Напротив, стремление к личному богатству в результате роста прибыльности бизнеса расценивалось как антиобщественное.
Хуже того, критическая концепция бизнеса была положена в основу системы законодательного регулирования экономики. Так, занятие практически любыми видами частного предпринимательства рассматривалось как уголовно наказуемое деяние.
Под бизнесом в нашей стране привыкли понимать деятельность людей в западных экономических системах, т. е. в обществе, где якобы господствует «чистоган», отношения между людьми окутаны товарно-денежным фетишизмом, а деньги являются мерилом не только стоимости товаров, но также ума, чести и совести граждан.
В целом, суммируя изложенное, можно выделить следующие составляющие второго (критического) подхода к толкованию бизнеса.
Бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям.
Бизнес – это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе.
Бизнес – это нежелательный компонент жизни людей в целом, рассадник криминогенных процессов.
Бизнес – исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Расходясь в главном – в оценке действующей системы экономики, позитивная и критическая позиции становились похожими друг на друга в конструировании некой идеально модели экономики. Только при первой концепции эта модель соотносилась с действующей системой, при второй она распространялась на последующую систему.
Прагматическая концепция. Сущность прагматической концепции состоит в том, что бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах.
Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как экономического явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения этих противоречий. Напротив, противоречия, возникающие, в связи с действиями бизнесменов, рассматриваются как явление положительное в том смысле, что они стимулируют развитие экономики.
В целом можно выделить следующие составляющие этого подхода.
Бизнес – это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к извлечению доходов, с другой – стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах.
Бизнес – это противоречивое явление, но эти противоречия, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов в общем служат источником развития экономики и не имеют абсолютно разрушительного характера.
Бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны естественная конкуренция интересов ведет к навязыванию интересов одних людей другим, к ущемлению интересов и в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям; с другой стороны, в конечном итоге конкуренция интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей.
Бизнес – это исторически-непреходящее явление.
В рамках этой концепции можно выделить несколько направлений:
а) бизнес рассматривается как атрибут рыночной экономики, существование его в предшествующий период истории отвергается;
б) бизнес признается атрибутом любого типа экономики;
в) бизнес рассматривается как форма любой деятельности любого одаренного сознанием человека;
г) бизнес рассматривается как разновидность деятельности людей, например, как предпринимательская деятельность, т. е. деятельность, связанная с созданием собственного дела, своей фирмы, либо как деятельность исключительно в сфере производства и продажи материальных благ, либо как только лишь спекулятивная деятельность.
Прагматическая концепция, в отличие от предшествующих, не идеализирует ни настоящее, ни будущее. При последовательном же распространении этой концепции на действующую экономику становится понятным, что наиболее правы те теоретики бизнеса, которые, с одной стороны, не отождествляют бизнес с рыночной экономикой, с другой – рассматривают его как форму любой деятельности, любого одаренного сознанием человека.
Существование бизнеса в человеческом обществе обусловлено, прежде всего, ограниченностью материальных благ, необходимых для воспроизводства жизни человека, а также специфическими чертами, присущими человеку от природы.
Родовые признаки бизнеса:
1. Обмен деятельностью между субъектами экономики.
2. Стремление каждого участника сделки навязать другим свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки, и тем самым добиться относительно лучших условий существования по сравнению с другими субъектами.
3. Стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки.
4. Необходимость отстаивания интересов.
5. Инициативный характер деятельности участников сделки, выражающийся способностью принимать решения и идти на риск.
6. Способность, готовность, участников сделки идти на персональный риск для успешного проведения сделки.
7. Способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения, с целью достижения наибольшей выгоды.
8. Способность, предпринимать шаги в различных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения.
9. Способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок.
10. Способность определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового общения.
Бизнес – отношения между людьми в процессе их деятельности, при которой каждый стремится к достижению своих с целей. Эти отношения носят противоречивый характер. Цели субъектов различны. Взаимодействие между людьми происходит в процессе обмена деятельностью или ее результатами.
Он происходит в форме сделок. Взаимовыгодные сделки – идеальное состояние деловых отношений. В реальности же при сделке одна сторона имеет преимущество по сравнению с другой.
Субъекты бизнеса идут на риски, им не гарантированы положительные результаты сделки. Эффективность деятельности участников сделки зависит от владения приемами делового общения, умения грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию. Как уже отмечалось раньше, бизнес имеет свою стратегию и тактику. Особенно важно правильно определять приоритеты в своей деятельности, умение подчинить им логику делового общения.
Бизнес – термин, которым обозначаются отношения только на микроуровне, то есть непосредственные отношения между субъектами.
Наряду с родовыми признаками бизнес имеет и видовые, которые отражают особенности различных типов экономики. Различные виды бизнеса будут рассмотрены в следующей главе.
Все названные родовые признаки бизнеса, его стратегия, тактика в полной мере проявляются в современной рыночной экономике. Однако, было бы наивным думать, будто они могут проявляться только так. Тем не менее в условиях рыночной экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, диктуемые товарно-денежными отношениями. Иные из них присущи бизнесу в тех формах экономики, где такие отношения отсутствуют в силу исторических обстоятельств, либо они имеют ограниченный характер распространения, либо, наконец, они существуют в извращенном виде, не соответствующем их внутренней природе.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Какие концепции составляют бизнес?
2. Что означает термин «концепция»?
3. В чем сходства и различия бизнеса и экономики?
Тесты по теме:
Согласны ли Вы со следующими утверждениями:
1. Позитивная концепция трактует бизнес как общественно-полезную деятельность, необходимую и обществу, и самому предпринимателю. Она связана с противоречиями между интересами предпринимателей и потребителей.
а) да
б) нет
2. Прагматическая концепция рассматривает бизнес как рассадник криминогенных процессов, нежелательный компонент в жизни людей в целом.
а) да
б) нет
3. Критическая концепция бизнеса объясняет его как явление, неизбежное в контексте развития человеческого общества, необходимое и бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность удовлетворять свои потребности в материальных благах.
а) да
б) нет
Тема 2. Инфраструктура современного бизнеса
В системе бизнеса, как и в любой другой системе, можно выделить базисные элементы и элементы инфраструктуры.
Базисные элементы системы бизнеса охватывают сферы:
· непосредственно производства товаров, оказания услуг, выполнения работ;
· потребления товаров, использования услуг.
Деловые отношения возникают для удовлетворения потребностей людей. Но удовлетворить потребности, в ограниченных материальных благах, возможно только создав их производство. Поэтому фирмы, которые занимаются производством товаров, оказанием производственных услуг, выполнением производственных работ, принято относить к базисным элементам системы бизнеса, а сама деятельность данных фирм определяется как базисная деловая деятельность.
Для того чтобы базисные элементы функционировали эффективно, быстро, возникает потребность в структурах, которые взяли бы на себя проблемы связи, контактов с производителями разнообразного сырья, необходимого производителю, и даже организовали его доставку. Взяли бы на себя создание сетей продаж произведенных товаров. Помогли с формированием состава работников фирмы, организовали расчеты с разнообразными кредиторами, дали ссуду на ведение производственной деятельности, застраховали от рисков, помогли сохранить и преумножить сберегаемые средства.
Инфраструктура бизнеса – это совокупность организаций, которые опосредуют взаимодействие между производителями, продавцами и потребителями товаров и услуг.
Предпринимателям, чтобы начать свое дело, нужно иметь возможность купить сырье, станки, необходимое оборудование, не обязательно у тех, кто их производит. Производители могут быть в другом городе, в другой стране и тратить время на поездки не всегда бывает возможным. Поэтому наряду с данными элементами принято выделять и другие, а именно те, которые выполняют функции связи, опосредования отношений между производителями и потребителями товаров и производственных услуг. Такие элементы системы бизнеса и выполняемые ими типы деятельности возникают в процессе движения товаров и производственных услуг из сферы производства в сферу потребления и осуществления обратной связи между сферой потребления и сферой производства.
Все эти типы производственной деятельности охватывают различные области оказания производственных услуг, они составляют сферу обращения или собственно рынок.
Мы видим, что между производителем и потребителем товара возникает особая цепочка фирм, осуществляющих посредническую деятельность и, тем самым, опосредующих взаимодействие производителя и потребителя товара.
Перечисленные и другие типы деятельности, которые в той или иной степени опосредуют взаимодействие между производителями товаров (производственных услуг, работ), с одной стороны, и потребителями их, – с другой, называются инфраструктурой бизнеса.
Инфраструктура бизнеса обеспечивает движение материальных ресурсов, рабочей силы, информации, капитала как единого целого.
Без наличия такого рода деятельности современная система бизнеса не может эффективно развиваться, в ней не могут в должной мере проявляться ее интегративные качества.
Элементы системы бизнеса, которые осуществляют виды деятельности, отнесенные к его инфраструктуре, называются инфраструктурными элементами системы бизнеса.
Функции инфраструктуры бизнеса
Инфраструктурные элементы выполняют следующие функции:
- обеспечивают производителям возможность специализироваться в избранных видах производственной деятельности;
- содействуют всем субъектам бизнеса в реализации их интересов;
- содействуют ускорению хозяйственных процессов и повышению динамизма деловой активности;
- формируют общественные регуляторы деловой активности, обладающие способностью осуществлять ее мониторинг и контроль за развитием и взаимодействием элементов системы бизнеса;
- прогнозируют, а при необходимости программируют развитие системы бизнеса и ее элементов.
Благодаря тому, что производители получают возможность специализироваться в определенных видах деятельности, они могут ограничиться производством столов, стульев и не развозить их для продажи по разным городам и странам. Им не обязательно содержать магазины, продавцов, товароведов. Они могут сосредоточить творческие усилия, финансовые средства на повышении эффективности производства столов и стульев. В результате полнее реализуются их эгоистические и общественные интересы. Ускоряются хозяйственные процессы.
Потребители получают структуры, которые озабочены их проблемами, которые пытаются объяснить возможности продуктов, их полезность, ценность для покупателя. Доставляют эти продукты в места, удобные для осуществления покупки. Создают новые продукты, которые бы никогда не возникли без существования элементов инфраструктуры.
Формирование инфраструктуры системы бизнеса. Предпосылкой формирования инфраструктуры бизнеса является кругооборот фондов.
Он состоит из трех стадий.
1 стадия: формирование условий производства путем инвестирования капитала в денежной форме в средства производства найм рабочей силы.
Денежный капитал предпринимателя становится условием приобретения товаров, необходимых для организации производства.
Предпринимателю необходимо найти продавцов, требующихся для его производства продуктов. Найти работников соответствующей квалификации. Появляется возможность для отдельных хозяйствующих субъектов не заниматься производством, а специализироваться только на продаже средств производства, сырья, машин, оборудования. Возникают посредники на рынке средств производства, сырья, машин, оборудования.
Когда есть потребность в работниках, их подборе в соответствии с необходимой квалификацией, возникают возможности специализироваться на этой деятельности и превратить ее в источник доходив. Такие субъекты создают агентства по подбору кадров, другие структуры, поставляющие работников. Возникают посредники на рынке труда.
2 стадия: производство товаров и услуг.
На этой стадии рабочие из сырья, материалов, используя различное оборудование, инструменты создают новые продукты.
3 стадия: реализацию новых, произведенных товаров и получение дохода.
Реализация возможна своими собственными силами или с помощью посредников – агентов, брокеров. Это ответственная стадия предпринимательской деятельности, от осуществления которой зависит успех всего начатого дела. Здесь очень важна эффективная работа по продаже товаров и лучше, если ею занимаются профессионально. Многие фирмы предпочитают продавать свои товары через посредников. Это связано с тем, что не все фирмы имеют достаточный ресурс для одновременной организации производства продукта и его продажи. Кроме этого в сфере производства обычно более высокая норма прибыли и изымать капитал из производства просто невыгодно.
Потребитель стремится посещать торговые предприятия, имеющие достаточно большой ассортимент, для этого тоже необходимы средства. Посредник, специализируясь только на продажах, может себе это позволить. Занимаясь исключительно торговлей, он может сформировать персонал, понимающий эту деятельность, который может осуществлять эффективные продажи. Посредники могут организовать транспортировку, хранение товара. Организация продаж требует умения установить контакты с покупателем, организовать эффективную рекламу.
Все стадии оборота капитала взаимосвязаны и образуют кругооборот, участвующий в формировании бизнеса как единого целого.
Таким образом, предпринимательский бизнес не только формирует деятельность в базисной сфере, но и создает возможность и необходимость возникновения инфраструктурных элементов. Они необходимы не только производителю, но и потребителю.
Потребителю необходимо осознать свои потребности, сделать выбор, особенно в условиях насыщенного рынка. На рынке товаров и услуг действуют торговые, биржевые и внебиржевые посредники, обеспечивающие быструю, эффективную связь производителя и потребителя, как по поводу товаров производственного, так и потребительского назначения.
С развитием рынка все большую роль играет сфера обращения. В ней происходит обмен товара на деньги (Т – Д) и денег на товар (Д – Т). Возникают два важных обстоятельства.
Первое: связь между производителем и потребителем может быть обеспечена посредником.
Второе: деньги попадают в сферу обращения и формируют финансовый рынок. Возникает посредническая деятельность в финансовой сфере. В качестве посредников выступают банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые и валютные биржи, различные внебиржевые посредники.
Усложнившиеся хозяйственные связи порождают колоссальный объем информации, который создает посредников, работающих только в области информационного обеспечения. В качестве таковых выступают консалтинговые фирмы, информационные, рейтинговые агентства, рекламные агентства, провайдеры. Они формируют рынок информации.
Вертикальные и горизонтальные связи
В составе инфраструктуры системы бизнеса принято выделять две группы типов деятельности, которые формируют две группы связей внутри инфраструктуры бизнеса: вертикальные и горизонтальные связи.
Горизонтальные связи инфраструктуры бизнеса представляют собой совокупную деятельность предпринимательских фирм, которые выполняют посредническую роль на отдельных секторах рынка. Как правило, выделяются следующие типы посредничества:
· торговое посредничество на рынке товаров и услуг;
· финансовое посредничество на рынках банковских, инвестиционных, страховых услуг;
· трудовое посредничество на рынке рабочей силы;
· информационное посредничество на рынках информации, образования, консалтинга, рекламы, паблик рилейшнз.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Объясните разницу между базисными и инфраструктурными элементами.
2. Какие основные базисные элементы Вы знаете?
3. Назовите основные функции инфраструктуры бизнеса.
4. В чем особенности вертикальных и горизонтальных связей?
Тесты по теме:
1. Инфраструктура – это обязательный компонент целостной экономической системы, которая включает в себя производство товарный рынок, финансовый рынок, рынок труда и информационный рынок.
а) да
б) нет
2. Реализация рыночного механизма не предполагает инфраструктурной деятельности.
а) да
б) нет
3. Важнейшим требованием к информационно-аналитической деятельности является непредвзятость, полнота и оперативность доставки информации.
а) да
б) нет.
Тема 3. Особенности системы бизнеса
Важной особенностью деловых отношений в бизнесе является то, что деятельность одного и того же субъекта бизнеса проявляется одновременно на трех уровнях:
- хозяйствующего субъекта;
- национального общественного производства;
- международном.
Это обстоятельство можно проследить абсолютно в каждом конкретном случае, в каждой акции бизнеса.
Все многообразие хозяйствующих на рынке субъектов мы можем свести к трем принципиальным формам: домохозяйствам, фирмам и государству.
Деловые отношения возникают на уровне хозяйствующего субъекта. Их результаты, независимо от осознания или не осознания этого обстоятельства участниками, влияют на изменения, происходящие и на уровне национального общественного производства, и на международном уровне.
Домохозяйство представляет семью. Оно может состоять из одного или нескольких, ведущих общее хозяйство человек. Экономическая теория признает его экономической единицей. (Сам термин экономика включает в себя понятие домохозяйство, поскольку греческое слово «экос» – домашнее хозяйство и «номос» – закон – образуют это слово.)
Домохозяйство снабжает фирмы рабочей силой и использует полученные за работу деньги на приобретение товаров и услуг, которые производит и продают на рынке фирмы. Домохозяйства являются конечными потребителями, ради которых и существует все общественное производство. Ради того, чтобы домохозяйство существовало, воспроизводилось – фирмы производят все разнообразие материальных благ.
Домохозяйство является самым массовым потребителем. Оно является той субстанцией, в которой формируются потребности. В частном случае домохозяйство может выносить на рынок результаты своей деятельности и продавать их. Производственные возможности домохозяйств невелики, поэтому домохозяйство в основном поставляет на рынок рабочую силу, а основную массу товаров и услуг производит предпринимательская фирма.
Фирма. Этим понятием объединяется все многообразие предприятий, занимающихся любым видом деятельности, необходимым для общества. Именно фирма выступает в качестве основного производителя товаров и услуг на рынке. Фирмы производят товары и услуги, которые могут потреблять:
- только домохозяйства;
- домохозяйства и другие фирмы;
- только фирмы.
На уровне фирмы происходит соединение всех ресурсов: финансовых, трудовых, материальных. Фирма осуществляет процесс производства, в котором материальные, блага, данные природой, преобразуются в новые товары и услуги, которые в природе не существовали.
Экономическая теория сформулировала три стержневых вопроса, вокруг которых развивается экономическая жизнь общества: Что? Как? Для кого?
На уровне фирмы субъекты бизнеса отвечают на первый и третий вопросы экономики: что и для кого необходимо произвести хозяйствующему субъекту рынка, чтобы его товары и услуги покупались, чтобы успешно осуществлялся бизнес. Ответы на эти вопросы проявляют отношения, связывающие домохозяйства и фирму. Насколько фирма осведомлена о нуждах домохозяйства, насколько отдает себе отчет о платежеспособном спросе населения – настолько правильно она строит свою деловую политику.
Для домохозяйства проблемы удовлетворения своих потребностей на насыщенном рынке – это вопрос доверия к фирме. На насыщенном рынке товары, удовлетворяющие одни и те же потребности, продаются примерно по одной цене, и отличаются, в основном, фирмой-производителем. На этом этапе для фирмы становится важным отношение домохозяйства к ней, доверие, которое она вызывает у покупателей. Становится очевидной и общественная роль фирмы, и ее репутация на рынке. Через доходы проявляется успешность деловой политики фирмы. Если покупатель не купит товар, произведенный в фирме, то затраты предпринимателя были напрасны, он не получит доход, его интересы пострадают.
Ответ на второй вопрос экономической науки – как – связан, прежде всего, с технологией. Конечно, применяемая технология обусловлена и тем, что производят. Но не мене существенно и каков уровень развития самого общества. Если в обществе низкий уровень развития науки и техники, то фирме трудно удовлетворить потребности общества. Примитивными орудиями труда невозможно организовать массовое производство высококачественных продуктов.
Уровень развития общества, национального общественного производства ограничивает возможности фирмы, заставляет ее искать прогрессивные технологии в других странах. Так, например, основная масса пользователей персональных компьютеров (РС) России – домохозяйства. Покупатели в основном используют продукцию не российских производителей. В лучшем случае российские производители из деталей, произведенных в других странах, собирают РС и продают их.
Когда необходимые технологии находятся в других странах, фирма, пытается пробрести их у иностранных поставщиков. В этом случае она становится субъектом международного бизнеса.
Выбор хозяйствующим субъектом способа производства того или иного продукта обеспечивает различный уровень его качества, различные затраты на сам процесс изготовления. От этого зависит предпочтение покупателя на рынке, которое позволит или не позволит предпринимателю-хозяину фирмы реализовать свои экономические интересы и получить доход.
Продукты фирмы должны удовлетворить потребности членов общества, и тем самым участвовать в его воспроизводстве.
Если субъект, которому предназначался товар, был определен правильно, то потребность, которая существует в обществе удовлетворяется, то есть покупатель покупает товар и в процессе его потребления происходит воспроизводство, общества. Таким образом реализуются отношения уровне национального общественного производства.
В то же время, произведенный товар может быть продан за рубеж, или граждане других государств, приехав в нашу страну, могут покупать отечественные товары. Тем самым реализуется международный уровень деловых отношений.
Государство в лице своего правительства и других государственных органов, управляющих хозяйством страны, является активным хозяйствующим субъектом рынка. Государство выступает не как внешняя сила по отношению к субъектам бизнеса, а как естественное порождение и атрибут самой системы деловых отношений бизнеса. Государство, фирмы и домохозяйства связывают многообразные деловые отношения.
Государство покупает у фирм товары и услуги для удовлетворения потребностей государственных структур, а также целый ряд продуктов для удовлетворения общественных потребностей. В обмен на предоставленные товары и услуги, фирмы получают от государства платежи в форме денежных средств, которые выделяются из государственного бюджета.
Государство, в свою очередь, получает от фирм и домохозяйств денежные средства, основную часть которых составляют налоги. Кроме налогов государство взимает платежи за использование природных ресурсов, за услуги пожарной безопасности, использование отдельных объектов инфрастуктуры.
Домохозяйства поставляют государству трудовые ресурсы в лице работников государственных учреждений. Государство выплачивает заработную плату государственным служащим. Кроме этого, домохозяйства получают от государства пособия, пенсии, стипендии, а также услуги по охране прав, безопасности, здоровья, развитию культуры и т. п.
Эти отношения имеют специфические формы:
1) установление правил и ограничений;
2) предоставление населению общественных благ и трансфертных платежей;
3) поддержка конкуренции;
4) содействие стабилизации экономики.
Установление правил и ограничений со стороны государства необходимо:
· самим предпринимателям для того, чтобы все участники рынка соблюдали определенные нормы в деловых отношениях;
· государству, чтобы быть в состоянии влиять на изменения в обществе.
Государство регистрирует все формы предпринимательской деятельности, на некоторые из них выдает специальные разрешения – лицензии. За предпринимательской фирмой, благодаря действующему законодательству, сразу же закрепляются права и ответственность.
Для отдельных видов деятельности государство выставляет ограничения. Например, если Вы хотите открыть собственную фирму, зарегистрировать ее как юридическое лицо, то государство устанавливает минимальный размер уставного фонда, то есть величину начального капитала, которой вам необходимо обладать.
Регламентация прав и ответственности выгодна предпринимателям при установлении деловых отношений с контрагентами, служит защите безопасности деятельности фирмы на рынке.
Предоставление населению общественных благ и трансфертных платежей осуществляется государством за счет налоговых и других поступлений в бюджет. Государство оплачивает строительство федеральных дорог, содержит армию и органы охраны правопорядка, обеспечивает общественные блага, которые нужны всем.
Государство осуществляет выплату пособий нетрудоспособным членам общества (инвалидам и т. п.), выплачивает разного рода денежные пособия.
Платежи правительства населению, совершаемые без обмена на товары и услуги называются трансфертными платежами.
Поддержка конкуренции обеспечивает возможность всем субъектам рынка на равных условиях занижаться предпринимательской деятельностью и соперничать между собой за предпочтение покупателя. Государство принимает меры против использования недобросовестных методов в этом соревновании. Подробнее данный вопрос будет рассмотрен в последующих темах.
Государство оказывает поддержку общественно необходимым отраслям: перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим; некоторым из них передает государственные заказы на выполнение общественно необходимых работ.
Государство оказывает поддержку начинающим предпринимателям и предприятиям малого бизнеса.
Важно понимать, что государство, хотя и проявляется как внешняя сила по отношению к субъектам бизнеса, но по сути является естественным порождением и атрибутом самой системы деловых отношений бизнеса.
Содействие стабилизации экономики связано с непостоянством масштабов экономической деятельности. Экономика страны подвержена влиянию многочисленных факторов: появляются новые технологии, происходят сдвиги в структуре инвестиций, изменяются вкусы потребителей. Все это оказывает влияние на увеличение или уменьшение покупательского спроса, лихорадит развитие экономики. Государство должно обеспечивать стабильность развития. Это необходимо фирмам, это выгодно домохозяйствам. Поэтому государство меняет величину налогов, оказывает влияние на денежно-кредитную политику с целью поддержать общую стабильность национальной экономики.
Государство, используя методы регулирования и программирования экономики, способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами бизнеса, тем самым государство укрепляет деловые отношения в национальной экономике, и интегрирует отдельных субъектов рынка в рамках национальной экономики.
Проводя внешнеэкономическую и таможенную политику, государство способствует или затрудняет международные деловые отношения, но тенденция их развития существует. Ускорению развития международных деловых отношений способствует развитие электронных средств связи, в том числе Интернета. Развивается коммерческая деятельность через Интернет, действуют электронные биржи, банки.
Таким образом, деловые отношения существуют на трех уровнях: хозяйствующего субъекта, национального общественного производства, международном. Любой субъект рынка одновременно является участником деловых отношений на каждом из названных уровней.
Следовательно, можно сказать, что бизнес представляет собой систему, охватывающую всех субъектов бизнеса и интегрирующую их деятельность в единое целое.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Назовите основные особенности деловых отношений в бизнесе.
2. Объясните, что такое трансфертные платежи.
2. Являются ли домохозяйства, фирмы и государство основными субъектами на рынке и почему?
Тесты по теме:
1. Из скольких человек может состоять домохозяйство:
а) 1 чел.
б) 2 чел.
в) несколько человек
г) 1 или несколько.
2. Фирмы производят товары и услуги:
а) да
б) нет
3. Какие функции выполняет государство?
а) получает пособия
б) производит товары и услуги
в) поддерживает конкуренцию
г) поставляет на рынок рабочую силу.
Тема 4. Среда бизнеса
Предприниматель обладает свободой выбора на рынке. Каждый сам может выбрать, чем ему заниматься, какой избрать вид деятельности. Это поведение связано с тремя существенными обстоятельствами:
· потребностями рынка,
· собственным потенциалом,
· возможностями, которые может предоставить окружение, среда.
Для производства товара нужно, как это уже отмечалось раньше, понять потребности, существующие на рынке. Закупить сырье, машины, оборудование, нанять рабочих. Произвести товары и продать их. Поэтому бизнес всегда осуществляется в определенной среде и во взаимодействии со средой.
Среда бизнеса – это совокупность факторов, существующих вне хозяйствующего субъекта рынка, неподвластных его воздействию, но, в немалой степени определяющих успех его деятельности.
Среда бизнеса включает в себя и стихийные силы, и силы, с которыми приходится сталкиваться повседневно, и силы, воздействие которых обнаруживается со временем. Все, что находится вне фирмы, можно включить в понятие внешней среды. Среда не бывает стабильна и разные ее моменты могут оказать различное воздействие на предпринимательскую фирму. Поэтому очень важно ее представлять и, по возможности, учитывать в предпринимательской деятельности.
С точки зрения возможностей прямого, косвенного или опосредованного воздействия среды на фирму различают: микро-, макро- и международную среду.
Микросреда на уровне хозяйствующего субъекта оказывает прямое воздействие на деятельность предприятия. Она выключает в себя: поставщиков, покупателей, конкурентов, наемных работников, профсоюзы, законы и государственные органы.
Макросреда на уровне национальной экономики оказывает косвенное воздействие на деятельность хозяйствующего субъекта. Она включает в себя: состояние экономики, научно-технический прогресс, институты рынка, действующие в экономике, состояние культуры в обществе, физическое или географическое положение станы, политические факторы и даже международные события.
Международная среда оказывает, в основном, опосредованное воздействие на предпринимательскую фирму. Ее присутствие и влияние на рынке проявляются в национальной экономике через импортеров, иностранные инвестиции, совместные предприятия, многонациональные корпорации.
Рассмотрим последовательно содержание каждого из уровней среды бизнеса.
Микросреда. Каждому предпринимателю чрезвычайно важно отдавать себе отчет в том, кто и какое воздействие может оказать на деятельность его фирмы. Оценивая микросреду, на первое место нужно ставить поставщиков и покупателей, которых объединяет термин «контрагенты».
Контрагент – физическое или юридическое лицо, берущее на себя определенные обязательства по договору; каждая из сторон в договоре по отношению друг к другу.
В качестве контрагентов выступают: продавец – покупатель; работодатель – наемный работник; кредитор – заемщик, то есть те участники рынка, которые связаны между собой деловыми отношениями, центром которых выступают отношения обмена.
Конкретная фирма может производить и продавать товары, которые станут исходным материалом для производства другой фирмы. В этом случае она называется поставщик.
Поставщик – это производитель или распространитель товаров и услуг.
Надежность поставщиков, у которых фирма покупает товары, доверие покупателей, покупающих ее продукт, имеют прямое воздействие на результаты деятельности.
Другие фирмы, производящие товар, аналогичный товару данной фирмы, называются конкурентами.
Если у фирмы на рынке появились конкуренты и они продают товары по более низким ценам, чем ее, или доставляют свою продукцию более удобно для покупателя, то неизбежным следствием, этого будут уменьшение объемов продаж товаров, уменьшение выручки, снижение доходов.
Конкуренты оказывают прямое воздействие на деятельность фирмы.
Наемные работники фирмы, объединенные в профсоюзы, становятся силой, с которой приходится считаться предпринимателю. Профсоюз может требовать повышения оплаты труда, увеличения продолжительности оплачиваемых отпусков, оплаты медицинской страховки и т. п., с этой организацией нельзя не считаться.
Законы и государственные органы самым прямым образом регламентируют деятельность фирмы.
Предприниматель может избрать любой вид деятельности для организации своего бизнеса, но если он не принимает во внимание действующее законодательство, не в состоянии: выполнить требования, которые предъявляются к исполнителям такого вида деятельности, то он не получит официального разрешения (лицензии), не сможет заниматься этим видом бизнеса.
Например, предприниматель решил заниматься аудиторской деятельностью, но не имеет ни сам соответствующей подготовки, ни сотрудников, соответствующей квалификации. В этом случае государственные органы не выдадут ему разрешение на открытие подобного бизнеса. И предприниматель не реализует свои устремления.
Микросреда оказывает на фирму воздействие, которое сразу же отражается и результатах деятельности.
В последнее время к микросреде относят также различные «контактные аудитории». В них входят финансовые структуры, обеспечивающие фирму капиталом (банки, инвесторы): средства массовой информации, размещающие рекламу фирмы; общественные организации (партии, религиозные общины, имеющие большое влияние в конкретном регионе, где функционирует фирма. Так например, для организаций праздников в городах России местные органы власти требуют от предпринимателей спонсорских взносов).
Макросреда не так заметно влияет на поведение фирмы, но, тем не менее, ее влияние фирма не может не ощущать.
Достаточно трудно оценить все последствия воздействия факторов макросреды на деятельность фирмы, их трудно прогнозировать. При принятии решений руководство основывается зачастую на неполной информации, ее трудно получить и трудно правильно оценить последствия для деятельности фирмы.
Существенное влияние на макросреду оказывает политика, этот вопрос будет рассмотрен отдельно в третьем вопросе данной темы.
Экономическая обстановка – важнейший компонент макросреды. Она обусловливает предварительную оценку покупательского спроса. Объем денежных средств, которые могут потратить покупатели, определяет вид товаров, которые они могут приобрести и их цены.
Экономическая обстановка влияет на наличие и доступность для предпринимателей финансовых ресурсов для развития бизнеса, а следовательно, и доходы на инвестированный капитал или займы.
Этот фактор отражает наличие свободных рабочих мест, уровень заработной платы.
Социально-культурная среда включает в себя жизненные ценности, традиции населения страны. Социальная структура населения, ее расслоение предопределяет характер запросов, существующих в обществе.
Сокращение населения России влияет и на сокращение предложения рабочей силы на рынке труда и на рынок потребителей.
Культура населения оказывает влияние на организацию бизнеса не только на микроуровне, но и на макроуровне. Тенденции здорового образа жизни людей привели к мощному росту индустрии спортивных принадлежностей, созданию фитнес-клубов, оздоровительных центров. Для фирм стало важным предугадывать изменения в потребностях общества и опережать при этом конкурентов.
Социально-культурная среда оказывает влияние на организацию деятельности фирмы. Культура в обслуживании покупателей вызывает доверие и к фирме, и к товарам, способствует росту продаж.
Технологическая среда характеризует возможности общества с точки зрения техники и технологических процессов, которые можно использовать в бизнесе. Применение технологий высокого уровня обеспечивает конкурентоспособность товаров. Их внедрение требует подготовленной, обученной рабочей силы, хотя и уменьшает потребности в количестве работников.
Физическая или географическая среда влияет на те возможности, которые может использовать предприниматель для организации бизнеса. Например, наличие в земле природных ископаемых является предпосылкой для их добычи. Уникальные природные ландшафты позволяют создавать туристические и курортные зоны.
Институциональная организационно-техническая среда представляет собой те организационные институты, с помощью которых предпринимательские структуры могут устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции. Эти институты включают в себя: банки, которые оказывают финансовые услуги; организационные структуры, занимающиеся оптовой и розничной продажей товаров (торговые дома, магазины, коммерческие палатки); специализированные фирмы, оказывающие консультационные услуги (юридические, бухгалтерские); учебные заведения, обеспечивающие подготовку работников различной квалификации; рекламные агентства; рекрутерские фирмы, занимающиеся подбором и трудоустройством персонала; транспортные фирмы, выполняющие заказы по доставке и перемещению грузов; страховые компании; фирмы, обеспечивающие связь, выход в Интернет; фирмы, обеспечивающие коммунальные услуги (водо-, тепло-, энергоснабжение, вывоз мусора).
Все эти структуры создают экономические и организационные условия для деятельности фирмы. С их помощью предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения, вести коммерческие операции.
Международная среда, как уже отмечалось раньше, проявляется через присутствие на национальном рынке импортеров, иностранных инвесторов, совместных предприятий, многонациональных корпораций.
Импорт – продажа на внутреннем рынке продукта, который произведен за рубежом.
Импортеры, ввозя свою продукцию на внутренний рынок страны, используют все средства рыночного продвижения товаров, чтобы побудить сограждан отдать свое предпочтение их продукции. Потребительский рынок в нашей стране сейчас насыщен в основном товарами иностранных компаний. При этом, поскольку платежеспособный спрос очень низкий, то на рынке преобладают в своей массе дешевые, некачественные товары, произведенные в азиатских странах, преимущественно в Китае. Отечественному производителю трудно с ними конкурировать.
В свою очередь, когда производители какой-либо страны выходят на международный рынок, они экспортируют продукцию, произведенную в ней.
Экспорт – продажа, товара, произведенного в одной стране, на зарубежном рынке.
Наша страна экспортирует в основном сырье: нефть, газ, цветные металлы, лес, тем самым участвуя в международном разделении труда.
Внедрение на международный рынок может происходить путем покупки лицензий на производство того или иного продукта.
Лицензия – передача одной компанией другой права на использование ее технологии, или сети распространения, или права на производство товара. Это конкретное обязательство, которое действует определенный период времени.
По лицензии могут производиться машины, оборудование и даже одежда.
В международной среде проявляются интегративные свойства бизнеса, создаются совместные предприятия, участниками которых становятся представители различных стран. Иностранные фирмы принимают решения о прямых инвестициях в экономику других стран, создаются многонациональные корпорации, которые облегчают доступ на национальные рынки.
Современный уровень развития экономики требует от хозяйствующего субъекта для поддержания стабильности развития своего бизнеса включаться в международное разделение труда, выходить в своей деятельности за границы национального хозяйства.
Среду бизнеса можно рассматривать как условия функционирования хозяйствующего субъекта. Их условно разделяют на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
Элементы из среды, оказывающей опосредованное воздействие, могут стать элементами среды прямого воздействия. В этом проявляются очень важные для понимания среды бизнеса обстоятельства: элементы среды прямого воздействия являются, в определенном смысле, результирующими. Через них вся среда бизнеса воздействует на фирму.
В свою очередь, деятельность хозяйствующего субъекта оказывает влияние на всю среду бизнеса.
Осуществляя взаимный обмен, фирма и среда находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Создание новых фирм – это способ развития среды. В свою очередь, насколько развита среда – настолько проще создавать новые виды бизнеса, связанные с внедрением на рынок принципиально новых товаров, новых технологий. В этом проявляется и цикличность развития экономики.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Охарактеризуйте основные составляющие среды бизнес.
2. Кого объединяет понятие «контрагент»?
3. Кого включают контактные аудитории?
Тесты по теме:
Согласны ли Вы со следующими утверждениями:
1. Среда бизнеса – это стабильная совокупность факторов, существующих вне хозяйствующего субъекта.
а) да
б) нет
2. Макросреда включает в себя состояние экономики, состояние культуры в обществе, институты рынка, научно-технический прогресс, физическое или географическое положение страны, политические факторы и оказывает прямое воздействие на деятельность хозяйствующего субъекта.
а) да
б) нет
3. Микросреда включает в себя поставщиков, покупателей, конкурентов, наемных работников, профсоюзы, оказывает косвенное воздействие на деятельность хозяйствующего субъекта.
а) да
б) нет
4. Международная среда оказывает влияние на хозяйствующего субъекта рынка через импортеров, иностранные инвестиции, совместные предприятия, многонациональные корпорации.
а) да
б) нет
Тема 5. Правовое регулирование бизнеса
Субъекты рынка, вступая во взаимодействия, нуждаются в согласовании своих прав и ответственности. Каждый из них заранее, до совершения сделки должен знать, какая у него возникает ответственность при этом. Какие возникают права.
Право, реализованное; в законах, организовывает, регламентирует деятельность и поведение фирмы на рынке. В свою очередь развитие рыночных отношений, развитие бизнеса оказывает влияние на совершенствование норм и правил, действующих в обществе. Поэтому взаимодействие бизнеса и права заслуживает самого пристального внимания.
Прежде всего, нужно разграничить понятия: право, правила и нормы.
Право – это совокупность директивных, т. е. обязательных для исполнения норм и правил, которые устанавливаются с целью административной регламентации упорядочивания и регулирования отношений между людьми.
Правила – это положения, которые определяют содержание действий людей и приписывают формы их поведения.
Нормы – количественные параметры, характеризующие поведение и взаимодействие людей, следующих установленным правилам.
Все отношения между субъектами бизнеса, складывающиеся в процессе взаимодействия деловых людей, непременно выступают объектами правового регулирования.
Данные отношения осуществляются лишь в тех пределах и на той основе, которые установлены правилами и нормами.
Эти пределы образуют правовое пространство или правовой коридор бизнеса.
Правила и нормы могут иметь запретительный и разрешительный характер.
Правовые правила и нормы имеют исторический характер. В разных исторических формах человеческого общества существовали разные подходы к установлению таких правил и норм. К примеру, разрешенное на заре человечества рабство, сегодня официально запрещено законами почти всех государств мира. Напротив, рабовладельческий мир никогда не знал правил, регламентирующих, к примеру, биржевую торговлю и инвестиционный бизнес.
Право регулирует отношения в сфере бизнеса, возникающие в процессе движения людей к достижению его целей. Поэтому объектами правового регулирования выступают:
а) собственность;
б) способы и размеры получения доходов;
в) способы взаимодействия между предпринимателями:
- и другими предпринимателями,
- и потребителями,
- и наемными работниками,
- и органами государственного управления государственными служащими;
г) способы взаимодействия между наемными работниками и государством.
Находясь в правовом пространстве, бизнесмен вправе избирать любую форму деятельности, любой механизм поведения. Наличие права делит бизнес на две категории – законный и незаконный.
В рамках законного бизнеса существуют взаимные гарантии соблюдения интересов субъектов деловых отношений, за рамками законного бизнеса такие гарантии отсутствуют.
Единственным критерием оправданности действий в сфере бизнеса и справедливости взаимных отношений между субъектами бизнеса является право.
Критерий оправданности действий в бизнесе – право.
Если действия субъектов деловых отношений не противоречат правилам и нормам права, эти действия оправданы, а результаты этих действий справедливы.
Другими словами, следование праву делает деятельность предпринимателей и иных субъектов деловых отношений правомерной.
Право должно отражать достигнуты и уровень развития экономики и обеспечивать деловым отношениям наилучшие возможности осуществления воспроизводства и развития. Поэтому по мере развития человеческого общества право должно испытывать изменения. Вместе с тем консерватизм и даже анахронизм отдельных правил не может рассматриваться как основание для нарушения закона.
Право обычно существует в виде системы правил и норм, причем правовые документы, призванные регламентировать деловые отношения, не должны противоречить друг другу. Тем не менее, в силу разных причин во многих странах, в том числе и в России, между отдельными документами могут быть противоречия. Эти несоответствия создают квазиправовое пространство, находясь в котором бизнесмен получает возможность нарушать закон, формально находясь под защитой других законов.
Система правовых норм и правил, регулирующих деловые отношения, включает в себя следующие основные компоненты:
· гражданское и уголовное законодательство государства;
· общее хозяйственное законодательство государства;
· специальное хозяйственное законодательство государства;
· подзаконные нормативные документы;
Гражданское и уголовное законодательство – это совокупность документов, содержащая общие нормы поведения граждан, включая перечень запрещенных видов деятельности.
Общее хозяйственное законодательство представляет собой нормы гражданского и уголовного права, определяющие типовые экономические обстоятельства действия субъектов. Тем самым общее хозяйственное законодательство – это преломление гражданского и уголовного законодательства государства к сфере экономики. Основными источниками права здесь выступают Конституция государства, гражданский кодекс, уголовный кодекс страны, некоторые общеэкономические законодательные акты, например, закон о бюджете страны и другие.
Специальное хозяйственное законодательство объединяет документы, регулирующие различные стороны деловых отношений. Оно состоит из следующих основных компонентов:
· законодательство о собственности на средства производства и предпринимательской деятельности;
· законодательство о конкуренции и монополистической деятельности;
· финансовое законодательство;
· законодательство об учете и ревизии хозяйственной деятельности;
· законодательство о защите прав потребителей;
· коммерческое и биржевое законодательство;
· законодательство о государственной службе;
· законодательство об организациях, занимающихся правовым обеспечением бизнеса (органы арбитража, третейские суды, нотариат, адвокатура, другие организации).
На основе законов, издаваемых, например, непосредственно центральными органами государственного управления (например, Президент России [он издает Указы, имеющие силу закона], Государственная, дума, Федеральное собрание России), органы отраслевого и территориального, управления могут издавать подзаконные акты, которые призваны раскрывать содержание отдельных положений законов, а также описывать процедуры применения законов.
И наконец, нормы международного права устанавливаются межправительственными соглашениями, а также решениями общепризнанных авторитетных международных организаций, таких как Организация объединенных наций, Комиссия Европейского экономического сообщества, и другими. Во всех странах действует правило, согласно которому в том случае, если положения тех или иных законодательных документов этих стран не соответствуют нормам международного права, на практике применяются именно нормы международного права.
Такое положение вещей весьма важно. Оно определяет общие правила поведения субъектов деловых отношений, которым должно соответствовать национальное законодательство отдельных, стран, и является средством предотвращения произвола в области хозяйственного права.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. В чем отличия терминов: «право», «нормы» и «правила»?
2. Назовите основные объекты правового регулирования.
3. Какие компоненты включает в себя система правовых норм и правил, регулирующая деловые отношения?
Тесты по теме:
1. Законный бизнес основан на необходимости учета интересов всех многообразных субъектов экономики. Но гарантиями учета этих интересов правила и нормы быть не могут.
а) да
б) нет
2. Моральные принципы могут выступать критериями оправданности и справедливости взаимоотношений.
а) да
б) нет
3. Правовые документы всегда не противоречат друг другу.
а) да
б) нет
Тема 6. Субъекты бизнеса
С юридической точки зрения субъект – это носитель прав и ответственности.
В условиях современной рыночной экономики основу отношений между ее субъектами составляет поиск каждым из таких субъектов способов реализации своего дела. Поэтому субъектами бизнеса выступают:
· предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную инновационную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;
· коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;
· индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей;
· работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
· государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.); а также государственные служащие.
Важно отметить, что термины «бизнес» и «предпринимательство» близки по смыслу. Понятие «бизнес» шире, чем понятие «предпринимательство», так как он охватывает отношения между всеми объектами экономики и включает действия; не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственных структур.
Предпринимательский бизнес – это один из элементов системы бизнеса.