Государственное управление в области бюджета, финансов и налогов

Государственное управление в области бюджета, финансов и налогов осуществляется через финансовую систему страны. Финансовая система отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовая система обеспечивает материальную основу существования государства, создание, сохранение и совершенствование его социально-экономической системы, приемлемых для общества политических, экономических и социальных условий воспроизводства, формирование производственных отношений, надстройки.

Государственное управление в области бюджета, финансов и налогов осуществляется путем реализации финансовой политики государства. Она представляет собой намеченную государством на определенном этапе развития общества научную программу использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика как составная часть экономической политики государства является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Принято выделять следующие виды финансовой политики государства, входящих в ее состав:

бюджетно-налоговая политика;

кредитно-денежная политика;

ценовая политика.

Бюджетная политика представляет собой основной механизм государственного регулирования экономики, так как использование большинства экономических рычагов так или иначе связано с бюджетом. С помощью бюджета государство сосредотачивает в своих руках, распределяет и перераспределяет между отраслями, секторами народного хозяйства и административно-территориальными единицами необходимые финансовые ресурсы, которые требуются для осуществления централизованного управления социально-экономическими процессами в республике. Причем, изъятие и распределение денежных средств в народном хозяйстве должны и могут осуществляться через бюджет таким образом, чтобы побудить предприятия и организации к рациональному использованию материальных, трудовых, природных ресурсов, находящихся в их владении.

Налоговая политика. В условиях товарно-денежных отношений механизмы налоговой политики являются важнейшим инструментом бюджетной политики, реализуя как распределительную, так и стимулирующую стратегию государства. Между этими двумя функциями налоговой системы существуют серьезные противоречия. На разных фазах развития государство отдает предпочтение той или иной функции в зависимости от решаемых задач. Налоговая политика является основным источником аккумуляции денежных средств в государстве.

Денежно-кредитная политика государства включает методы финансового маневрирования Центрального банка и является традиционным и важнейшим инструментом регулирования, где в качестве основных регуляторов используется:

процентная учетная ставка;

нормы обязательных резервов;

регуляторы банковской деятельности (величина уставного капитала, нормативы ликвидности и достаточности капитала и др.);

выпуск государственных ценных бумаг и осуществление операций с ними на рынке в зависимости от потребностей экономики.

Банковская система, помимо Центрального банка и его структур, включает сеть акционерных коммерческих банков. Выполняя функции расчетов и аккумулируя денежные средства, банки являются институтом, определяющим стратегию и тактику кредитной политики, которая в свою очередь выступает в нормально функционирующей рыночной экономике основным регулятором.

Ценовая политика. В период трансформации экономики к рыночным отношениям требуется создание экономического механизма, адекватного современным условиям развития общества, когда цена обслуживает все уровни функционирования экономики. На микроуровне цена должна регулировать хозяйственную деятельность предприятий. На макроуровне цена должна формировать структуру экономики, способствовать совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализировать о возникших дисбалансах.

Вместе с тем цены должны активно использоваться государством для регулирования ряда экономических процессов (стимулирование конкуренции, ограничение монополизма), проведения социальной политики (путем регулирования и контроля цен социально значимых товаров, услуг). Политика в области цен тесно переплетается с налоговым механизмом.

В РФ государственное управление в области бюджета, финансов и налогов осуществляется Правительством, Министерством финансов и др.

Так, например, полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики заключаются в том, что оно:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику, обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает согласованные с Центральным банком меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Непосредственное управление в области бюджета, финансов и налогов осуществляет Министерство финансов РФ (Минфин), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: