Правовое регулирование государственного и муниципального кредита

Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации

Совокупность действующих в государстве в определенный период времени существенных условий налогообложения называют налоговой системой. Важнейшая составляющая налоговой системы - система взимаемых на территории государства налогов. К характеристике этой системы можно подходить, используя различные классификации налогов.

Одним из важнейших критериев классификации налогов является их классификация по видам. Ст. 12 НК РФ определяет иерархическую организацию налоговой системы, в которой все налоги и сборы разделены на три вида, соответствующие трем уровням власти и самоуправления: 1) федеральные; 2) налоги и сборы субъектов федерации; 3) местные. К федеральным налогам и сборам относятся (ст.13 НК РФ):

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся (ст.14 НК РФ):

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся (ст.15 НК РФ):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Важным критерием классификации налогов в действующей их системе является критерий формы взимания налогов, или формы возложения налогового бремени. В зависимости от этого критерия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения - и требуют от него передачи части собственных средств в казну. Для прямых налогов юридический и фактический плательщики налогов совпадают, т.е. одно и то же лицо и уплачивает, и оплачивает налог. Прямыми налогами являются: налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налоги на имущество; ресурсные платежи и многие другие. Косвенные налоги, в отличие от прямых, не имеют непосредственной связи с доходами или имуществом налогоплательщика, они как бы скрыты в цене товара и устанавливаются в виде определенной надбавки к цене реализуемых (приобретаемых) товаров.

Для каждого конкретного налога законодательно должны быть определены следующие элементы:

1) налогоплательщики - организации (юридические лица, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог;

2) объекты налогообложения - то, на что начисляется налог (доходы, прибыль, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности,
имущество и др.);

3) налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, используемая для исчисления налога;

4) налоговая с тавка - размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом. Ставки могут быть выражены в процентах и твердых денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, прогрессивные и регрессивные ставки, размер которых зависит от количественной характеристики объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается или уменьшается и ставка налога);

5) сроки уплаты налогов – это установленные для уплаты каждого налога конкретные календарные даты, до истечения которых должен быть уплачен налог.

В необходимых случаях при установлении налога в норма­тивном правовом акте могут предусматриваться налоговые льго­ты и основания для использования их налогоплательщиком.

Законодательно определенные механизмы налогообложения рассмотрим на примере следующих основных налогов: налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций (прямые налоги) и налога на добавленную стоимость (косвенный налог).

Налог на доходы физиче­ских лиц регулируется нормами главы. 23 НК РФ. Этот федеральный налог взимается с доходов тех лиц, которые их получают.

Налогоплательщики данного налога: 1) физические лица, яв­ляющиеся налоговыми резидентами РФ; 2) физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (ст. 207 НК РФ). Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в России (или) от ис­точников за ее пределами — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; 2) от источников в России — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ(ст. 209 НК РФ). Налоговая база устанавливается с учетом всех доходов налого­плательщика, полученных им как в денежной, так и в натураль­ной форме, или право на распоряжение которыми у него воз­никло, а также доходов в виде материальной выгоды, определяе­мой в соответствии с НК РФ (ст.210-213). Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

НК РФ (ст. 217) предусмотрен обширный пере­чень доходов, освобождаемых от налогообложения (например, государственные пособия и пенсии). Для опре­деления налоговой базы применяются вычеты, которые подраз­деляются на стандартные (например, для налогоплательщиков, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с невысоким уровнем дохода), социальные (например, вычет из облагаемой базы сумм благотворительных взносов, оплаты обучения, лечения), имущественные (напри­мер, вычет сумм, полученных от продажи недвижимого имущества, возврат налога в связи с приобретением или долевым строительством жилья), профес­сиональные (напри­мер, в части авторского вознаграждения, доходов от предпринимательской деятельности и др.) (ст. 218—221 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от статуса физического лица как налогоплательщика и от вида полученного дохода (ст.224 НК РФ). Их размер может составлять 6, 13, 30 и 35%. Размер основ­ной ставки — 13% не зависит и не изменяется ни от вида источника, ни от размера получаемого дохода. Сроки уплаты налога неодинаковы в отношении следующих категорий налогоплательщиков: 1)работа­ющие по трудовому либо гражданско-правовому договору. С их доходов налог удерживается налоговыми агентами (главным образом – работодателями, ежемесячно); 2) индивидуальные предприниматели и иные лица, занимающие­ся частной практикой. Они уплачивают налог самостоятель­но на основе налоговых деклараций, которые подаются не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общая сумма налога, исчисленная на основе налоговой деклара­ции, уплачивается в бюджет не позднее 15 июля. Авансовые пла­тежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, сроки и размеры которых подробно регламентированы НК РФ.

Главным налогом для организаций является налог на прибыль, который взимается с 1 января 2003 г. в соответствии с нормами главы 25 части второй НК РФ. По форме обложения этот налог является прямым налогом. Налогоплательщики — российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие дохо­ды от источников в Российской Федерации (ст. 246 НК РФ). Объект налогообложения — прибыль, полученная налогоплатель­щиком. Под прибылью российских организаций понимаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (гл. 25 НК РФ). Прибыль иностранных организаций, осуществ­ляющих деятельность в Российской Федерации через постоян­ные представительства, — это полученные через названные представительства доходы, уменьшенные на величину произве­денных расходов. Для иных иностранных организаций прибы­лью являются доходы, полученные от источников в РФ(ст.247).

НК РФ закрепляет порядок определения доходов и дает подробный перечень (классификацию) доходов, подле­жащих налогообложению (ст.249-251). К ним относятся: 1) доходы от реали­зации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереа­лизационные доходы. Доходы от реализации — это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производ­ства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации иму­щественных прав. Внереализационные доходы это доходы от долевого участия в других организациях; суммы в виде признан­ных должником или подлежащих уплате должником на основа­нии решения суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств и пр. НК РФ закрепляет (ст. 251) и доходы, не учитываемые при опре­делении налоговой базы (например, доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в фор­ме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, и др.).

В целях налогообложения доходы подлежат уменьшению на сумму определенных расходов обоснованных и документаль­но подтвержденных затрат. Расходы в зависимости от их характера, а также усло­вий осуществления и направлений деятельности налогоплатель­щика подразделяются в НК РФ на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (ст.252-269). К первым относятся: материальные расходы (затраты на приобретение сырья и мате­риалов); расходы на оплату труда; суммы начисленной аморти­зации; прочие расходы — на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, пожарной безопасности и др. (ст. 264 НК РФ). К внереализационным расходам относятся обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией (например, расходы на содержание переданного по договору аренды имущества и др.).

Налоговой базой для налога на прибыль признается денежное вы­ражениеприбыли. Налоговые ставки зависят от статуса организации-налогопла­тельщика, вида полученного дохода и определяется в следующих размерах: 24, 20,15, 10, 6 и 0%. Основная налоговая ставка — 24%. Указанная ставка распределяется с 2006г. между бюджетами разных уров­ней в следующих долях: в федеральный бюджет — 6,5%; в бюдже­ты субъектов РФ — 17,5%. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается кален­дарный год. В рамках налогового периода устанавливаются от­четные периоды — квартал, полугодие и девять месяцев кален­дарного года. По общему правилу налог на прибыль уплачива­ется не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, т. е. не позднее 28 дней со дня окончания отчетно­го периода. Подробно сроки и порядок уплаты налога на при­быль установлены НК РФ (ст. 287).

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) регулируется нормами гл. 21 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2002г. НДС является косвенным налогом, а потому фактическими его плательщиками становятся потребители товаров, работ, услуг. Юридически в качестве налогоплательщиков НДСвыступают: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ (ст.143 НК РФ). Объектом налогообложения НДС признаются определенные опе­рации: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; 2) передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчисле­нии налога на прибыль организаций; 3) ввоз товаров на таможенную территорию РФ и др. (ст.146 НК РФ). НК РФ установлен достаточно обширный перечень операций, освобождаемых от налогообложения (ст.149). К таким операциям отнесе­ны, например, реализация на территории РФ медицинских то­варов отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, услуги по перевоз­ке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования и др. Порядок определения налоговой базы зависит от многих условий и определяется НК РФ (ст.ст.153-162). Так, налоговая база при реализациитоваров определяется в зави­симости от особенностей реализации произведенных налого­плательщиком или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При реализации товаров с применением различных налоговых ставок налоговая базаопределяется от­дельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы выручкаоп­ределяется, исходя из всех доходов налогоплательщика, полу­ченных им как в денежной, так и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

Налоговый период — календарный месяц (ст. 163 НК РФ). Налоговые ставки устанавлива­ются в зависимости от объекта обложения. Они могут быть в размере 0, 10 и 18%. Ставка 0% применяется при реализациитоваров (за исключением нефти), вывезенных в та­моженном режиме экспорта; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначе­ния пассажиров и багажа расположены за пределами террито­рии РФ, и проч.; ставка 10% применяетсяпри реа­лизации определенных продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением рекламного или эротического характера; медицинских товаров; по максимальной ставке 18% НДС уплачивается при реализации товаров, не входящих в перечни товаров, облагаемых по ставкам 0 либо 10% (п. 1,2 ст. 164 НК РФ).

При расчете НДС предусмотрено применение налоговых вы­четов (ст. 172 НК РФ). Если сумма налоговых вычетов превышает об­щую сумму налога, разница подлежит возмещению из бюджета. Порядок и сроки уплаты НДС регламентированы ст. 174 НК РФ. По общему пра­вилу уплата НДС производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сум­ма налога уплачивается в соответствии с таможенным законода­тельством.

Государственный кредит как правовая ка­тегория — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения, складывающиеся в процессе: 1) привлечения госу­дарством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, сроч­ности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения; 2) предоставления го­сударством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Правовой основой государственного кре­дита в первую очередь является Конституция РФ (ст.75, 104). Помимо консти­туционных норм правовую основу государственного кредита образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса РФ, а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

Как один из видов кредита,государственный кредит имеет ряд специфических черт: 1) привлекаемые в результате государственного креди­та средства имеют специфический целевой характер — они направ­ляются на погашение бюджетного дефицита; 2) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают ма­териальные ценности, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На уровне субъекта РФ или муниципального обра­зования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 3) государственный кредит носит срочный характер, в БК РФ указано, что го­сударственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Функционирование государственного кредита ведет к образова­нию государственного долга,под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собст­венности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Госу­дарственный долг делится на внутренний и внешний. Кредиторами по внутренним займам преимущественно высту­пают физические и юридические лица, являющиеся резидентами РФ. БК РФ оп­ределяет государственные внутренние заимствования как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Россий­ской Федерации (ст. 89). Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рын­ках в валюте других государств, это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных го­сударств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как за­емщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, вы­раженные в иностранной валюте (ст.103 БК РФ).

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают обще­государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг (ст.97-100 БК РФ). По срокам государственный долг делится на краткосроч­ный — до 1 года, среднесрочный - от 1 до 5 лет и долгосроч­ный — от 5 до 30 лет, для муниципальных образований — до 10 лет (ст.98 БК РФ).

Долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Рос­сийской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюд­жетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и др. (ст. 98 БК РФ).

Наряду с определением государственного долга РФ в БК РФ формулируются по­нятия государственного долга субъекта РФ и муниципального долга. Так, под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность долговых обязательств субъекта, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в его собственности субъекта имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществ­ляться в форме кредитных соглашений и договоров; государственных займов субъекта РФ, осу­ществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уров­ней бюджетной системы РФ и др (ст.99). Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою оче­редь, могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных цен­ных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образо­ванием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предоставлении муниципальных гарантий (ст.100).

Управление государственным и муниципальным внутренним долгом- это совокупность мероприятий государства и муни­ципального образования по выплате доходов кредиторам и погаше­нию займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и разме­щения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными акта­ми. В настоящее время для управления долгом законодательством предусмотрена его реструкту­ризация, под которой понимается погашение долговых обяза­тельств с одновременным осуществлением заимствований (приня­тием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслужива­ния долговых обязательств и сроков их погашения.

Обслуживание государственного долга производится Централь­ным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством осуществления операций по разме­щению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате дохо­дов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляется парламентом страны. А Правительство РФ должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: