Практическое задание №2

Повесть временных лет // Хрестоматия по истории России…С.31-39.

Вопросы к тексту:

1. Что можно сказать о политическом устройстве Киевской Руси периода Владимира I Святого?

2. Многие историки считают, что рассказ о религиозных посольствах и о выборе князем Владимиром новой веры для Руси был вставлен в “Повесть временных лет” в более позднее время и имеет характер легенды? Какую цель мог преследовать составитель летописи, внося эту поправку?

3. Почему послы отвергли мусульманство и католичество? Прокомментируйте текст летописи.

4. Почему Русь приняла христианство от Византии? Что об этом говорит летописец, как эта проблема решается в современной историографии?

5. Судя по тексту летописи, князь Владимир крестился гораздо позже того времени, когда принял такое решение. Чем это можно объяснить?

6. Как было воспринято введение христианства населением Руси? Какие изменения принесла в жизнь новая религия? (по тексту летописи).

Контрольные вопросы к теме:

  1. Каковы причины и предпосылки образования государственности на Руси?
  2. Какую роль в этом процессе сыграли варяги?
  3. Что такое феодализм?
  4. Можно ли считать Киевскую Русь IX – X вв. феодальным государством?
  5. Можно ли считать Киевскую Русь IX – X вв. монархическим государством?
  6. Что такое «военная демократия»?

7. Каковы причины и предпосылки принятия христианства на Руси?

8. Каковы причины распада Древней Руси?

9. Особенности городов-государств Древней Руси?

Методические рекомендации:

При подготовке первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что у восточных славян к IX в. уже образовались два протогосударственных племенных суперсоюза с центрами в Киеве и в Новгороде. В этих суперсоюзах наблюдались черты государственности: размещение населения по территориальному принципу, наличие публичной власти, взимание налогов для ее содержания. Варяжский же элемент ускорил процесс объединения славянских союзов племен и становления княжеской власти.

Необходимо выявить основные причины создания протогосударства, прежде всего, обратив внимание на национальные задачи (защиту от внешней опасности, организацию походов в Византию).

При изучении фактического материала о деятельности первых киевских князей, а также Владимира I и Ярослава Мудрого, следует обратить внимание как на то, что было общего в их правлении, так и на то, чем политика князей отличалась. Особый интерес вызывает эпоха Ярослава Мудрого - князя-законодателя, при котором Русь переживала необыкновенный подъем. При анализе “Русской правды” следует выяснить особенности переходного периода от родоплеменного строя к феодальному.

К изучению историографических концепций образования государственности на Руси следует приступать лишь после ознакомления со всем фактическим материалом по этой теме. Начать нужно с усвоения смысла “норманской теории”, появившейся в XVIII веке. После чего нужно проследить, как решалась проблема призвания варягов в дореволюционной историографии. В современной историографии не отрицается историческое ядро легенды, спор идет лишь о том, для чего были призваны варяги: на княжение (Е.Мельникова, Е.Петрухин); для исполнения военных функций (В. Мавродин, И.Фроянов, Б. Рыбаков).

Некоторые историки отвергают историческое ядро легенды (Д.Лихачев).

Проблема возникновения государства в историографии увязана с проблемой образования классов и феодализма. Поэтому необходимо выделить основные точки зрения и аргументацию современных ученых: тех, кто считает, что феодализм и классы существовали на Руси уже в IX-X вв. и тех, кто полагает, что Киевская Русь - варварское государство дофеодального периода, а переход к феодализму нужно отнести к концу X- началу XI вв.

Можно определить, какой точки зрения придерживаются авторы учебника, выписать определение феодализма, подумать, чем русский феодализм отличался от западного.

Для того, чтобы сформировать собственный взгляд на вопрос – какие же особенности присущи древнему славянскому государству, нужно обратить внимание на следующие проблемы:

- какие категории населения жили в Киевской Руси в IX – XI вв.;

- когда появляется вотчина;

- было ли большинство населения свободно или зависимо;

- каковы были функции князя, дружины;

- продолжали ли после образования Киевской Руси существовать органы военной демократии (народное ополчение, вече, выборные власти), оказывали ли они влияние на княжескую власть или нет.

Чтобы выявить особенности процесса образования и развития древнерусского государства, полезно сравнить его с подобными процессами образования «варварских» государств в Западной Европе, определить какие общие черты имели эти ранние государства и чем отличались друг от друга.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо выявить причины принятия христианства. Особое внимание надо обратить на то, как строились взаимоотношения христианства и язычества, на сущностные характеристики двоеверия, на функции церкви в древнерусском обществе.

Следует дать оценку тому, как изменились отношения между Русью и Византией, Русью и западными государствами после принятия христианства.

При изучении четвертого вопроса обратите внимание на причины распада Древней Руси на ряд городов-государств и на их характерные черты, на роль князя, дружины, народных собраний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: