Раздел 1. Введение в изучение истории

Основные вопросы:

1. История как наука. Предмет и задачи курса.

2. Методы и источники изучения истории.

3. Подходы к изучению истории.

4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

5. Типы цивилизаций и их характерные черты. Россия в системе мировых цивилизаций.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

2. Блок М. Апология истории. М., 1986.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1999.

4. Источниковедение / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.

5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2009.

6. Теория и методология когнитивной истории / О. М. Медушевская. М., 2008.

7. Теория исторического познания: Избранные произведения / О. М. Медушевская. М., 2010.

8. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М., 2001.

9. Шапиро А. Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.

10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Контрольные вопросы к теме:

1. Дайте определение предмета истории.

2. Назовите методы исторической науки.

3. Какие подходы к изучению истории Вы знаете? Назовите их характерные черты, достоинства и недостатки.

4. Что такое цивилизация?

5. Существует ли единая мировая цивилизация?

6. Назовите основные типы цивилизаций и их характерные черты.

7. К какому типу цивилизаций Вы бы отнесли Россию?

Методические рекомендации:

Гуманитарные дисциплины являются важнейшей частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов. История, которую древние называли «наставницей жизни» - одна из самых значимых гуманитарных наук.

История — это наука о прошлом человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Американский историк Л. Стоун считает, что в современной истории центральная ее тема переместилась с «окружающих человека обстоятельств на человека в исторически конкретных обстоятельствах», на смену проблемам экономики и демографии пришли проблемы культуры и эмоциональной жизни. Если раньше историки задавали вопросы: «Что» и «Как», то теперь: «Почему развитие пошло так, а не иначе, и каковы его последствия».

При подготовке к вводному занятию следует составить общее представление о методологии истории (комплексе принципов и методов, с помощью которых осуществляется историческое исследование), об исторических источниках, подходах к изучению истории, об этапах развития отечественной историографии.

Основные принципы исторического исследования:
1) принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов, исключающий искажение действительности в чьих-то субъективных интересах;
2) принцип детерминизма, исходящий из того, что все социальные явления не случайны, обусловлены определенными предпосылками, имеют причину и следствия;
3)принцип историзма, требующий анализа социальных явлений, во-первых, в контексте определенной эпохи, а, во-вторых, в развитии, учитывая причины появления, формирования и видоизменения этих явлений;
4) принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп;
5) принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития.

Методы, используемые историками, делятся на две группы: общенаучные и специальные. Общенаучные методы делятся, в свою очередь, на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:
1) конкретно-исторический или идеографический метод, состоящий в описании фактов, явлений и событий;

2) сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставлять изучаемое явление с подобными явлениями, разнесенными во времени и пространстве. Сопоставление дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
3) историко-генетический метод связан с прослеживанием генезиса, зарождения и развития изучаемого явления;
4)ретроспективный метод заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
5 ) историко-типологический метод позволяет классифицировать объекты познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа;
6)хронологический метод предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
7) системный метод подходитк предмету научного изучения как к некоторой системе.
Проблемами зарождения и развития исторических знаний занимается дисциплина историография. Историография в узком смысле – это совокупность исторических трудов, посвященных той или иной проблеме, в широком – дисциплина, изучающая историю исторической науки. Изучая историографию, историк получает возможность не только ознакомиться с традицией рассмотрения фактов и явлений, с научными изысканиями и суждениями своих предшественников, но и сформулировать собственную точку зрения по наиболее актуальным и дискуссионным вопросам.

Из подходов к изучению истории можно выделить два: формационный и цивилизационный. Формационный подход предполагает, что человечество на протяжении истории в своем развитии проходит определенные стадии (формации), отличающиеся друг от друга базисом и надстройкой. Таким образом, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития, подчиняется общим законам, а движущей силой истории является прогресс средств и способов производства материальных благ. Цивилизационный подход основывается на идее локальных цивилизаций, многовариантного исторического развития. Согласно ему, история человечества представляет собой совокупность историй различных цивилизаций (культурно-исторических типов), исторически сложившихся общностей, занимающих определенную территорию и имеющих характерные особенности культурного, экономического, социального развития. Каждая такая общность самобытна и неповторима. Она рождается, развивается и погибает, подобно живому организму. Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. А. Тойнби пишет: «…культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации». Подумайте над достоинствами и недостатками каждого из этих подходов. Посмотрите, какие цивилизации, типы цивилизаций, а также их характерные черты выделяют современные исследователи, С. Хантингтон и Л.И. Семенникова. Подумайте, к какому типу цивилизаций вы бы отнесли Россию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: