Из постановления ЦИК и СНК СССР о всеобщем обязательном начальном обучении. 14 августа 1930 г. // Хрестоматия по истории России...С. 464 – 465.
Вопросы к тексту:
1. Как определялась в документе цель введения всеобщего обязательного начального обучения?
2. Какие задачи в этой связи ставились перед населением?
3. Какая программа введения всеобщего обязательного начального обучения предусматривалась документом? Определите ее достоинства и недостатки.
Контрольные вопросы к теме:
- Почему в конце 1920-х гг. большевики отказались от НЭПа?
- Какие проекты общественного развития существовали у большевиков во второй половине 1920-х гг.?
- Почему был выбран Сталинский проект модернизации СССР?
- В чем Вы видите причину ускоренной модернизации 30-х гг.?
- Каковы особенности проведения в СССР индустриализации и коллективизации?
- Был ли в СССР построен социализм?
- Каковы следствия модернизации СССР 1930-х гг.?
- Каковы причины формирования тоталитаризма в СССР?
Методические рекомендации:
В 20-е годы Советской России удалось восстановить хозяйство страны, разрушенное I Мировой войной и революцией и даже сделать значительный шаг вперед. Был создан СССР, который стал постепенно восстанавливать утраченные позиции в мировой политике. При самостоятельном изучении 1920-х гг. необходимо обратить внимание не только на новую экономическую политику большевиков и ее сущность, но и на общественно-политическое развитие страны в 20-е годы, а именно: на внутрипартийные проблемы, на взаимоотношения большевиков с другими политическими партиями, с церковью, с интеллигенцией, на состояние законности в стране, на работу Советов и их взаимоотношения с партией большевиков. Необходимо дать взвешенную оценку политике большевиков в 20-е гг. При анализе НЭПа обратите внимание на возможные варианты ее дальнейшего развития, определите, каким было советское общество в конце 20-х гг.: индустриальным по преимуществу или аграрным и чем это грозило СССР.
|
|
Особое внимание обратите на образование СССР, на причины и цели объединения республик. Какие тогда были модели создания нового государства. Дайте свою оценку данного события.
При подготовке к семинарскому занятию следует иметь в виду, что историю СССР в 30-е гг. нужно рассматривать в контексте мировой истории. В этот период в европейских странах и в США серьезно усилилась роль государства в социально-экономической жизни общества, правда, не в таких масштабах, как в СССР. Это было связано во многом с мировым экономическим кризисом. Необходимо проанализировать и сравнить все причины подобного усиления роли государства в европейских странах и в СССР.
|
|
В середине 1929 г. борьба в руководстве СССР завершилась победой сторонников И.В. Сталина, это предопределило и выбор модели дальнейшего развития страны. Был взят курс на быструю модернизацию СССР, что включало в себя индустриализацию, коллективизацию, культурную революцию и создание новой армии. Это должно было обеспечить военную мощь страны и возможность обороны в случае нападения на СССР, а также построение социализма.
Ваша задача заключается в том, чтобы понять, почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин, насколько его модель модернизации была обусловлена внутренним и международным положением СССР. Что, на ваш взгляд, более предопределило сталинскую модернизацию: внутренние причины или внешние, что более обусловило ее характерные черты. Необходимо дать взвешенную характеристику развитию СССР в 30-е гг., выявить его слабые и сильные стороны. Вы должны не только проанализировать конкретный исторический материал по индустриализации, коллективизации и культурной революции, но и усвоить связи между этими процессами. Подумайте, закончилась ли модернизация СССР к началу 40-х гг. Если, да, то отличалось ли индустриальное общество в СССР от индустриальных обществ Западной Европы?
Вспомните, какие модели социализма существовали в российском обществе в конце XIX – начале XX вв., какую модель социализма отстаивали большевики, была ли она похожа на тот реальный социализм, который был построен в СССР в 30-е гг.?
Вам также необходимо знать определение тоталитаризма, его характерные черты, уметь сравнить такие тоталитарные режимы, как сталинский и нацистский.