Эти факторы обычно действуют сложней, чем факторы прямого действия.
Экономика и ее состояние. Оказывает влияние на стоимость ресурсов, на спрос товаров и услуг. Спад экономики порождает инфляцию, задержку зарплаты, сокращение трудовых ресурсов и т.д.
Политика
Способы и цели управления экономикой страны есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства. Законы, принимаемые Госдумой, являются следствием политической обстановки в стране и за рубежом.
Технологии
Являются и внешним фактором организации, и ее внутренней переменной (следует понимать так: технологии, принятые фирмой на вооружение и технологии достижения НТП, существующие в окружающем мире).
Социально-культурные факторы
Влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, на условия труда и т.д. Сюда относятся также СМИ (средства массовой информации), которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.
Международное окружение
Эти факторы оказывают влияние, в первую очередь, на фирмы, действующие на международном рынке, но также и на фирмы, работающие на внутреннем рынке.
|
|
Анализ факторов внешней среды
Факторы прямого воздействия
В самом начале следует подчеркнуть, что сама организация может активно воздействовать на эти факторы, создавать для себя дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее дальнейшему существованию.
Анализ покупателей имеет своей задачей составление портрета (профиля) тех, кто покупает услуги или товар, создаваемый организацией.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
- географическое положение покупателя;
- демографические характеристики покупателя (возраст, образование, сфера деятельности);
- социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);
- отношения покупателя к продукту.
Изучая покупателя, фирма уясняет для себя торговую силу покупателя, т.е. если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе нужного товара, то его сила значительно ослаблена по сравнению с продавцом, или наоборот.
Торговая сила покупателя зависит от ряда факторов:
- соотношения степени зависимости покупателя от продавца и продавца от покупателя;
- объема покупок, осуществляемых покупателем;
- уровня информированности покупателя;
- наличия замещающих продуктов;
- чувствительности покупателя к цене и т.д.