Существует ряд психологических процессов, которые возникают только в группе. Это механизмы коллективного влияния: социальная фасилитация, социальная леность и деиндивидуализация; а также модели социального влияния (когда группа практически завершена): групповая поляризация, огруппление мышления и влияние меньшинства.
Социальная фасилитация
Влияет ли на человека сам факт присутствия других людей (т.е. эти люди не конкурируют с нами, не поощряют и не наказывают; только присутствуют)?
В присутствии других людей испытуемые лучше решают простые примеры и выполняют корректурные пробы, повышается точность выполнения заданий на простую моторику. Однако заучивание бессмысленных слогов протекает хуже, хуже проходит и сложное умножение.
Результаты исследований Р. Зайенса [2] показали, что возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, т.е. возбуждение улучшает выполнение простых задач, для которых наиболее вероятной реакцией является правильное решение; однако в сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, возбуждение приводит к неправильной реакции.
|
|
Социальная фасилитация –усиление доминантных реакций в присутствии других (независимо от того, правильны они или нет) [7].
Почему нас возбуждает присутствие других? В социальной психологии предлагается ряд гипотез:
1) боязнь оценки - наблюдатели заставляют нас беспокоиться, потому что мы не знаем, как они нас оценивают;
б) перегрузка из-за рассеиваниявнимания - люди беспокоятся, каковы их успехи в глазах других, и их внимание рассеивается – т.е. возникает конфликт между вниманием к другим и вниманием к задаче, что перегружает когнитивную систему.
Учитывая действие социальной фасилитации при организации групповой деятельности, менеджер должен ориентироваться на следующие эффекты проявления данного феномена
- люди лучше всего работают, когда их содеятели чуть-чуть опережают их;
- наше возбуждение уменьшается, когда к группе людей с высоким статусом присоединяются те, чье мнение для нас не важно;
- эффект социальной фасилитации ярче сего проявляется тогда, когда нам трудно повлиять на наблюдателей.