Какого индивидуального вклада можно ждать от членов рабочих групп? В том случае, когда речь идет не об индивидуальных результатах, а о достижении общей цели в результате совместных усилий, мы имеем дело с иным психологическим феноменом.
Почти столетие назад французский инженер М. Рингельманн обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов.
Пример: эксперимент с перетягиванием каната – испытуемые думали, что тянут канат вместе со всеми, в то время как трудились в одиночестве с завязанными глазами; когда они знали, что работают одни, их усилия были на 18% больше, чем в “коллективной” работе. Шум, производимый 6 испытуемыми (инструкция - кричать как можно громче) был в два раза больше, чем шум одного человека [7].
При этом испытуемые искреннее считают, что работают изо всех сил. А при получении коллективной оценки учебного проекта (не выше среднего уровня) все учащиеся признают факт социальной лености, но никто не признается, что бездельничал именно он.
|
|
Причины: групповая работа уменьшает боязнь оценки.
Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценивать свой вклад, их личная ответственность распределяется между всеми членами группы.
Примером социальной лености может являться наше сельское хозяйство и огороды: огороды занимают около 1% пригодных для обработки земель, но дают более 27% сельхозпродукции (статистические данные 2001г. [3])
Возможное объяснение - когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он паразитирует.
При каких условиях уменьшается социальная леность?
- трудная, интересная и притягательная задача;
- другие члены группы воспринимаются как ненадежные;
- ситуация межгруппового соревнования;
- оценка собственного вклада как незаменимого.