Русская философия воторой половины 19 века

Ортодоксально-монархическая философия.

Лозунгом ортодоксально-монархической философии в 19 в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ней играло религиозное направление, представителями которого были Федоров и Леонтьев. Основными темами философии Н. Ф. Федорова были: проблема единства мира, проблема жизни и смерти, проблема морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек, природа являются одним целым и взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи – победы над смертью. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления, а путем нахождения способов воспроизведения жизни, оживления. По Федорову, надежду на оживление дал Иисус Христос. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно ему, в поведении человека недопустимы как эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».

Главное в философии Леонтьева – критика негативных явлений русской жизни, развивающегося капитализма. По его мнению, капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России – отказ от капитализма, превращение ее в замкнутый православно-христианский центр, изоляция от Западной Европы. Ключевыми факторами жизни новой России должны стать православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. История каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает. Если государство не стремиться к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства – внутреннее деспотическое единство. Сохранение государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми – желание Бога, естественно и оправдано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: