Философия Ф. М. Достоевского

Достоевский прошел эволюцию от кружка петрашевцев до «почвенничества» и религиозной философии. Свои взгляды он изложил в художественных произведениях, проникнутых идеями гуманизма, сочувствия к «униженным и оскорбленным», протестом против социальной несправедливости. Там он показывает противоречия общественной жизни, ужасающее разложение старого строя и утверждение жестоких буржуазных порядков. Однако он считает бессмысленной революционную борьбу, противопоставляя ей христианскую мораль. Он готов признать пользу социальных преобразований, но его отталкивает революция. Будущее России мыслитель видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - традиции и религию. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий нас от зла. Причины, порождающие неравенство и социальное зло, он видел не в социальных условиях, а в «двойственной природе» человека, извечно несущей в себе «темное» и «светлое» начала, добра и зла. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути: путь человекобожества и путь богочеловека. Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека и отвержения всяких авторитетов, в т.ч. Бога, веры в свои безграничные возможности, и в право делать все. Он сам пытается стать Богом, вместо Бога. Данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему. Такой путь писатель считал наиболее верным и спасительным для человека. Достоевский развенчивал теорию культа великих личностей. Отвергая классовую борьбу, он отстаивает мысль о христианском народе - «богоносце», который должен принести спасение человечеству,т. е. русском народе, «исконными» национальными чертами которого являются смирение, покорность, аскетизм, всепрощение. Писатель критиковал революционных демократов, обвиняя их а «беспочвенности», в непонимании ими «исконно» русских народных начал, усматривая зло в материализме и атеизме, будто бы ведущих к безнравственности, эгоизму и анархии, к подавлению личности и превращению ее в «штифтик».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: