Философские взгляды Л. Н. Толстого

Л. Н. Толстой, создал особую религиозно-философскую систему – толстовство, выразившую настроения патриархального крестьянства. Его занимают проблема судьбы Родины, вопрос о движущих силах истории, о роли народа и великих личностей, моральных факторах. История, утверждает Толстой, имеет своим предметом «изучение движения народов и человечества, а не описание эпизодов из жизни людей». (Л. Н. Толстой. ПСС., т. 12, с.339).

Гениальность исторической личности состоит в умении угадывать отправной момент и исход событий и в искусстве понимать народ тогда, когда его деятельность решает этот исход. Высокий моральных дух, величие народа проявляются ярче всего в «эпоху неудач и поражений». Толстой считал, что необходимо искать законы общественного развития. Писатель выступал против социального зла, корень которого усматривал в крупной частной собственности.

Он протестовал против самодержавия, помещичье-буржуазного строя, гневно осуждал угнетение человека человеком, клеймил официальную церковь, подкупленное царизмом духовенство и чиновничество, продажность судов. Главное зло на земле – смерть и насилие. Необходимо отказаться от насилия. Государство – отживающий институт, аппарат насилия и не имеет права на существование. Писатель считал, что всем необходимо подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу, не участвовать в политической жизни.

Осуждая эксплуататорское общество, Толстой противопоставлял ему крестьян, живущих собственным трудом, идеализировал патриархальную деревню. Он полагал, что путь к счастливой жизни лежит через новую религию, через «непротивление злу насилием», через всепрощение и всеобщую любовь, через «новую религию», без попов и установленных ритуалов, без церквей и монастырей, доступную для народа, не враждебную науке, опору для философии.

Писатель был объективным идеалистом, говорил о «всемирном духе», который управляет нами и отождествляется у него с любовью, разумом, добром, законом, совестью. Эти нравственные принципы должны быть положены в основу жизни и деятельности людей и призваны привести общество к разумному и справедливому устройству.

Толстой был противником «чистого искусства», декаданса, формализма. Разница между наукой и искусством, по его мнению, заключается в том, что наука аппелирует к разуму, а искусство, опираясь на свой художественный арсенал, обращается к сердцу, чувствам. Оно выражает духовную связь настоящего, прошлого и будущего, призвано проповедовать высокие нравственные идеалы, быть доступным народу, служить ему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: