Сергей Николаевич Булгаков критиковал материализм, выдвигая на первое место в истории русской философии религиозные и идеалистические направления, утверждая, что материализм в России – явление, занесенное из Западной Европы, чуждое духу русского народа. Говоря о «непостижимой сложности человеческого духа», он объявлял истинным источником познания мистическую интуицию, «непосредственный внутренний опыт». Сознание «независимо» от материальных условий жизни, поскольку обусловлено «врожденной психофизической организацией личности», способной воспринимать «сверхиндивидуальную истину», Бога. Истина– «Бог в человеке», «сознательное космическое самоопределение человека», следовательно, философия должна заниматься «самооценкой личности». По Булгакову, истина познается через мистический опыт, переживания, наитие и интуицию. Поэтому философия должна быть обогащена религиозным опытом и откровением, задача ее – разработка учения о «богочеловеке», поиски «града Божьего». В своих трудах философ говорит о «трех ипостасях», о «Божественной и тварной Софии», «грехопадении и искуплении», о чудотворных знамениях, о воскресении и преображении. Булгаков выдвинул идею объединения всех христианский церквей в единую христианскую «экуменическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе - это разделение на экономическую, политическую и духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии – разобщенность христианских церквей (православие, католицизм, протестантизм). Выход он видел в объединении всех в едином, абсолютным и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. Мыслитель выступал сторонником идеи Божественного предопределения человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Философ и священник Павел Александрович Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое, сотканное их противоречий, как антиномичное целое. Знание открывается разуму непосредственно. Мыслитель стремился к созданию «конкретной метафизики», задачу которой видел в изучении неких первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные формы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры. Реализацией этой задачи он считал не построение отвлеченной философской системы, а проводимые по единой методологии исследования конкретного материала различных наук и искусств. Сам философ осуществлял подобные исследования в целом ряде дисциплин – лингвистике, теории пространств, искусств, математике, экспериментальной и теоретической физике. Мыслитель предвосхитил многие идеи семиотики. Флоренский выдвинул идею о том, что в будущем благодаря новейшим техническим открытиям будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и другим физико-математическим открытиям.