Общество и его структура

Общество – выделившееся из природы сложноорганизованное, открытое, динамично саморазвивающееся системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, систему социальных взаимосвязей и взаимоотношений, определяемую территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. В широком смысле понимается как предмет социальной философии и социологии, как форма функционирования и развития социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов. В узком смысле под обществом нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, японское общество). Философско-теоретический анализ возможен только на базе исследования его идеальной модели и предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. В истории социальной философии могут быть выделены следующие модели интерпретации общества:

модель органической школы в социологии, отождествляющая общество с организмом и объясняющая социальную жизнь биологическими закономерностями; модель общественного договора (Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.), объясняющая появление общества произвольным соглашением индивидов; антропологическая модель, объясняющая общество и человека как часть природы (Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах и др.); модель социального действия (М. Вебер и др.), согласно которой в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимания) намерений и целей действия друг друга; функциональная модель общества (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). Общество – форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны:

- объективную – то, что независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.);

- субъективную – сознание, воля людей, их отношение к обществу, взгляды.

Они взаимосвязаны, взаимовлияют др. на др. Общество состоит из экономической, социальной, политической и духовной сфер.

Экономическая – базовая, определяющая для общества, включает: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ. Экономическая сфера существует в следующих формах:

- экономическое пространство – в нем происходит хозяйственная жизнь;

- деятельность институтов управления экономикой;

- способ производства материальных благ (конкретное единство производительных сил и производственных отношений). Производительные силы – это силы, с помощью которых осуществляется процесс производства: люди с их знаниями, умениями, навыками и средства производства (орудия труда, сырье и материалы, здания, сооружения, транспорт и т. д.). Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства (отношения собственности, тот, кто обладает средствами производства, является хозяином экономики и диктует условия, в то время как остальные вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату; отношения обмена деятельностью на базе разделения труда; отношения по поводу распределения произведенных материальных благ).

Значение материального производства (экономической сферы) в том, что оно: создает материальную базу жизни общества; способствует решению общественных проблем; непосредственно влияет на социальную структуру (классы, группы); влияет на политические процессы; влияет на духовную сферу как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Социальная сфера (структура) – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основными элементами социальной структуры общества являются: классы; страты; сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях); люди города и деревни; представители физического и умственного труда; социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); национальные общности. По отношению к рассмотрению социальной сферы общества имеются два основных подхода:

- классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит классовая борьба), рассмотрен в марксистской философии;

- стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразных всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и др., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, выдвинутый П. Сорокиным. В нем большое внимание уделяется «социальной мобильности». Социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т. д.). Она – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья.

Как правило, низкая социальная мобильность свойственна авторитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии экономического, политического и духовного кризиса. Высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для обществ, находящихся в состоянии революций или реформ. Высшим объединением социальных групп является гражданское общество, члены которого считают себя членами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Политическая сфера общества – совокупность организаций, которые выражают интересы социальных групп, которые осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы, политические партии, общественные организации, профсоюзы, иные институты. Главный элемент – государство (система органов, осуществляющая государственную власть). Основными функциями государства являются: представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); регулятивная (поддерживать порядок в обществе, управлять процессами в нем); охранительная (охранять граждан от внешней и внутренней угрозы); внешнеполитическая; интеграционная. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.

Основными элементами духовной сферы (сфера осознания и понимания обшеством самого себя и мира в целом) жизни общества являются: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание.

В процессе духовная деятельности возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате создаются духовные ценности (моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения). В ходе духовной деятельности ценности распространяются и потребляются (усваиваются людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. Индивидуальное сознание воспринимает отдельные стороны бытия.

Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все многообразие бытия. Элементами общественного сознания являются: Обыденное ( непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности) и Теоретическое сознание ( высшее обобщенное восприятие бытия); Общественная психология ( чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом) и идеология ( система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй); Формы общественного сознания ( политическое, правовое, моральное, научное, религиозное, эстетическое).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: