Важным элементом композиционной структуры текста является заголовочный комплекс. В лингвистическом смысле заглавие является именем текста, которое содержит в сжатой форме основную идею произведения.
Специалисты выделяют два вида заголовков:
1. В зависимости от структурно-грамматических особенностей: слово, словосочетание, предложение или существительное, причастие, деепричастие и т.д.
2. В зависимости от характера образности: метафора, аллюзия, метонимия, аллитерация и т.д.
Заглавие выполняет следующие функции:
1. номинативную (называет объект по одному из его признаков-теме)
IMF loan accord delay. – Задержка соглашения о кредите МВФ.
2. оценочную (передает эксплицитную оценку текстовой информации
WEB Lotto: It is not pretty - Тотализатор в Интернете: не слишком он хорош.
3. делимитивную (отделяет один завершенный текст от другого) как правило, это названия разделов глав, частей, параграфов
4. прогнозирующую (формирует ожидания получателя)
BMW plans Rolls-Royce plant in south of England – Компания БМВ планирует начать сборку автомобилей Роллс-Ройс на новом заводе на юге Англии.
5. рекламную и контактоустанавливающую (воздействует на будущего читателя с целью привлечь его, заинтересовать, в необходимости прочитать книгу).
Coke: Say good-bye to the good old boy culture- Кока-кола: Прощай, старое доброе время.
Роль заглавия неодинакова в различных текстах и во многом зависит от функциональной направленности текста.