Глоссарий. Активная политика на рынке труда – программа действий, осуществляемая государственными, частными агентами

Активная политика на рынке труда – программа действий, осуществляемая государственными, частными агентами, НГО и местным сообществом и направленная на формирование желаемых параметров рынка труда.

Аффирмативное действие (позитивная дискриминация) расширение прав меньшинств и социально уязвимых групп за счетдополнительных льгот и квот, позволяющих облегчить доступ к образованию, рабочим местам и карьере

Гендер – те смыслы и роли, которые общество приписывает половым различиям. Гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь исторически относительным. На определение гендера влияют такие социальные факторы, как социальное положение (класс), возраст, раса и этнос.

Гендерная асимметрия состоит в том, что одному биологическому полу (чаще всего – женскому) предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными.

Гендерная роль – социальные ожидания от поведения и внешнего вида мужчин и женщин.

Гендерная система – набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности; институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом; включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно – другие.

Гендерная статистика – статистика о положении мужчин и женщин в следующих сферах: население, семья, здравоохранение, образование и коммуникации, занятость, права человека и политика. Оценка прогресса женщин в этих и других областях является новой и развивающейся дисциплиной, которая зависит от базовых демографических данных, а также социальных и экономических показателей. Одновременно важную роль играет готовность стран усилить требования к сбору данных, следовать рекомендациям всемирных конференций.

Гендерная стратификация – процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринимаемые различия между гендерами – систематически оцениваемыми и оцененными

Гендерные индикаторы (гендерно-чувствительные индикаторы) - это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерные индикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительно определенного нормативного стандарта. Они - необходимая и полезная составляющая, в сочетании с другими оценочными техниками, для измерения результатов деятельности государства как в общих проектах, так и в специальных инициативах, осуществляемых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих социально-половых групп населения.

Гендерные стереотипы – это один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о мужском и женском.

Гендерный анализ – это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом - во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ основан на убеждении в том, что политика не может быть отделена от социального контекста, что социальные вопросы – неотъемлемая составная часть экономических. Суть гендерного анализа – в полном раскрытии любых последствий для обоих полов, а не в том, чтобы способствовать продвижению или ослаблению позиций одной из сторон. Анализ, основанный на гендерном подходе, – важная часть универсального социально-экономического анализа государственной политики. Гендерный анализ подвергает сомнению утверждение о том, что любой человек, независимо от пола, испытывает одинаковое воздействие политических курсов, программ и законодательства.

Гендерный контракт – это доминирующий тип гендерных отношений, как практических, так и символически репрезентируемых на каждом данном этапе развития гендерной системы.

Гендерный подход – это процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях.

Гендерный подход к анализу социальной политики и социальной работы делает акцент на том, как взаимодействуют интересы мужчин и женщин, семьи, рынка и государства, какую роль в конфигурации этих взаимосвязей играют общественные движения; дает возможность учесть как универсальные, так и специфические, уникальные аспекты гендерных отношений, которые варьируются в зависимости от характеристик того или иного периода, тех или иных социальных групп, государств и регионов; применяется для того, чтобы уяснить разнообразные нюансы соотношений гендера и социальной политики, гендера и социальной работы для того, чтобы выработать эффективную тактику социальных изменений в каждом конкретном случае.

Гражданство включает несколько элементов: а) принадлежность к государству-нации в формальном смысле, что означает право каждого члена данного сообщества иметь паспорт, а также в сущностном смысле как способность полного участия в этом сообществе; б) права и обязанности, которые вытекают из такого членства; в) равенство статуса; г) идеал, который может действовать как вдохновение и как измеритель прогресса, особенно в настоящее время – для маргинализованных групп и новых социальных движений.

Декоммодификация (от англ. commodity – товар) – раскрывает, как социальная политика смягчает классовое деление в капиталистическом общества, нейтрализуя товарный статус работника в отношении к работодателю. Если государство предоставляет человеку поддержку вне зависимости от его участия на рынке труда, оно ослабляет товарный статус труда, воплощенного в работнике, тем самым осуществляет декоммодификацию.

Дефамилиализация (от англ family – семья) – возможность достойной жизни независимо от брачного статуса, наличия семьи и характера внутрисемейных отношений, достигаемая посредством занятости или социального обеспечения.

Дискриминация в сфере оплаты труда – различающиеся вознаграждения мужчинам и женщинам (или людям разного возраста, этничности) за одинаковую работу.

Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к свои близким с целью обретения над ними власти и контроля.

Домашний труд – форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком, может выполняться как членом домохозяйства, так и наемным работником.

Интервью – это вербальный обмен лицом-к-лицу, где один человек – интервьюер – пытается получить информацию или выражения мнений или верований от другого человека (или от других людей в случае группового интервью).

Медикализация – это процесс и результат объяснения социальных проблем с использованием медицинской терминологии, часто сопровождается приписыванием ярлыков аномального и больного

Неоплачиваемый домашний труд – неучтенный вклад в экономику членов домохозяйства – преимущественно женщин – посредством выполнения работы по дому, включая уход за домохозяйством, детьми, больными и престарелыми, труд на приусадебном участке.

Основная и периферийная рабочая сила [основной и периферийный рынки труда] – понятие, подчеркивающее сложность организации внешнего и внутреннего рынка труда и основанное на разделении рынка труда на основной (первичный) и периферийный (вторичный) секторы.

Партисипаторное исследование – это рефлексивный способ наделять людей способностью и властью предпринимать эффективные действия с целью улучшить их жизненную ситуацию посредством интеллектуальной деятельности. При таком подходе сами участники организации проводят анализ проблемы, а исследователь лишь фасилитирует этот процесс, избегая акцентировать свою роль как эксперта.

Полевые исследования – это те, в которых удается получить новые эмпирические данные посредством наблюдения, интервью/опроса или анализа первичных документов

Права человека в отношении женщин (women’s human rights)– неотъемлемые права, которые женщина имеет в силу того, что она – человек. Умаление человеческого достоинства женщины способствует ее дискриминации и насилию по отношению к ней – это выражается в изнасиловании, экономической эксплуатации, ограничении свободы на религиозной и культурной почве. Права человека предполагают искоренение подобной практики отношения к женщине как к «низшему существу».

Прикладное социальное исследование – это приложение теорий, понятий, методов к анализу социальных проблем с целью произвести результаты, которые могли бы повлиять на их решение посредством внедрения в практику социальной работы, образования, трудовых отношений, городского планирования, социального управления и социальной политики.

Профессионализм – наличие у специалиста теоретической и практической подготовки, оформленной дипломом или сертификатами, деятельность во имя общественного блага, принадлежность к профессиональной ассоциации, следование принятому в этой ассоциации кодексу этики, а также профессиональное самосознание.

Разделение труда, социальное – социально обусловленное разделение рабочих мест на мужские и женские, предназначенные для лиц «своей» и «чужой» этничности.

Разделение труда, техническое – выделение различных групп специализированных трудовых задач, связанных с техническими особенностями производства.

Сегрегация в сфере занятости – диспропорциональная представленность лиц из разных социальных групп в различных

Секс-работа – вид занятости, связанный с женской и мужской проституцией, а также предоставлением сексуальных услуг (секс по телефону и работа в секс-шоу).

С ексуальные домогательства на рабочем месте- сексуальные предложения, требования «сексуальных услуг» и прочие вербальные и физические действия сексуальной направленности, выдвигаемые в качестве условия приема на работу или сохранения работы.

Социальная защита – комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно-необходимого уровня жизни семьи.

Социальная политика – это система мер, осуществляемых государством, общественными организациями, местным самоуправлением и предприятиями по широкому кругу вопросов, связанных с общественным благополучием, а также сам процесс принятия решений; целенаправленная деятельность государства по перераспределению ресурсов среди граждан с целью достижения благополучия.

Социальная работа – профессия, которая способствует социальным изменениям, решениям проблем в отношениях между людьми, мобилизации и освобождению индивидов и групп ради гарантии их благополучия. Применяя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа вмешивается в отношения людей с их окружением на принципах прав человека и социальной справедливости. Социальная работа как профессия основана на соблюдении государством, профессионалом и организацией прав человека, знании и использовании социального законодательства своего государства, действия в интересах клиента и на благо общества, чтобы люди были в состоянии реализовать свой потенциал, вести полную, насыщенную жизнь, чтобы предотвратить дисфункции социальных отношений.

Социальное обеспечение в западной традиции понимается как система мер для защиты индивида и семьи от тех рисков, которых невозможно избежать, или серьезного сокращения дохода, получаемого для поддержания приемлемого стандарта жизни.

Социальные проблемы – это те социальные условия, ситуации или явления, несовместимые с ценностями значимого количества людей, которые соглашаются с тем, что необходимы действия, ведущие к изменению.

Социальный работник (специалист по социальной работе) – агент изменений в обществе в целом и жизни отдельных индивидов, семей и сообществ, которых он (она) обслуживает. Социальный работник предпринимает действия ради защиты прав человека и для достижения социальной справедливости. Солидаризуясь с социально уязвимыми и слабо защищенными слоями населениями, социальный работник борется за то, чтобы уменьшить и элиминировать бедность, освободить зависимых и угнетенных, чтобы соблюсти принципы социального включения.

«Стеклянный потолок» – метафора невидимого барьера, препятствующего женщинам подниматься выше определенного должностного уровня в больших частных корпорациях и на государственной службе.

Феминизм – общественно-политическое движение и социальная теория, включая критику всех форм доминирования, акцент на сотрудничестве и стремление к интеграции теории и практики оформили подход к преподаванию, называемый феминистской педагогикой, которая превращает аудиторию в интерактивную обучающую среду, интеллектуально и эмоционально вовлекающую всех студентов.

Феминистская социальная работа основана на представлении, что идеология, социальная структура и поведение взаимосвязаны, например, проблемы клиента могут быть следствием твердых убеждений о традиционных гендерных ролях. Тем самым социальная работа ставит следующие цели: а) достижение у клиента понимания воздействия, которое оказывают на поведение патриархатные ценности и структуры, б) развитие самоуправляемой, самореализующейся личности, в) создание или усиление структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитаризма.

Феминистская этнография – практика эмпирического исследования в социальной антропологии и социологии, подразумевающая, в отличие от традиционной этнографии, не только длительное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой работы, но и антидискриминационную направленность работы ученого.

Феминистский анализ текстов - это систематическое изучение объектов (артефактов) или событий посредством их пересчета или интерпретации содержащихся в них тем с позиций феминистской теории.

Эмоциональная работа – работа по оказанию различного рода услуг, характеризующаяся высокими эмоциональными нагрузками на работников (учителя, медсестры, бортпроводники, социальные работники).


[1] Холостова Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: СТИ МГУС, 2000. С. 25.

[2] Marshall T.H. Citizenship and social class. Cambridge: University Press, 1950

[3] См., напр.: Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб.: Образование – культура, 1998. С. 31–50

[4] Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge, 1990.

[5] Sainsbury D. Gender and social-democratic welfare states // Gender and welfare state regimes / Diane Sainsbury (Ed.). Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 75–106.

[6] Hernes H.M. Welfare State and Woman Power: Essays in State Feminism. Scandinavian Library series. Norwegian University Press, Oxford, 1987

[7] Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge, 1990.

[8] Lister R. Citizenship: feminist perspectives. Basingstoke. Macmillan press, 1997.

[9] Hernes H.M. Welfare State and Woman Power: Essays in State Feminism. Scandinavian Library series. Norwegian University Press, Oxford, 1987

[10] Hobson B. No exit, no voice: Women’s economic dependency and the welfare state// Acta Sociologica 33. 1990. P. 235-50; Hobson, Barbara. Solo Mothers, Social Policy Regimes and the Logics of Gender // Gendering Welfare States / Diane Sainsbury (ed) London: Sage, 1994. P. 170-187

[11] Orloff A.S. Gender and the Social Rights of Citizenship: The Comparative Analysis of Gender Relations and Welfare States // American Sociological Review. № 58, 1993. P.303-328; Orloff A.S. The Role of State Formation and State Building in Social Policy Developments: The Politics of Pensions in Britain, the United States and Canada, 1880s-1930s // Political Power and Social Theory. №8, 1993. P.3-44.

[12] Liebert U. Degendering care and engendering freedom: social welfare in the European Union//Women and welfare: theory and practice in the United States and Europe/ Hirschmann Nancy; Liebert Ulrike (eds.) New Brunswick: Rutgers University Press, 2001. P. 260-287

[13] Lewis J. Women and social policies in Europe: work, family and the state. Aldershot: Elgar, 1993; Lewis J. Gender, social care and welfare state restructuring in Europe. Aldershot: Ashgate, 1998.

[14] Ostner I. Lone mothers in Germany before and after unification // Lone mothers in European welfare regimes: shifting policy logics. Lewis J. (ed.) London. Jessica Kingsley publishers, 1997. P. 21-49.

[15] Pfau-Effinger B. Gender cultures and the gender arrangement – a theoretical framework for cross-national gender research // Innovation. 11(2), 1998. P.147-166; Pfau-Effinger B. The modernization of family and motherhood in Western Europe/ Crompton R. Restructuring gender relations and employment. The decline of the male breadwinner. Oxford. Oxford University press, 1999. P. 60-79.

[16] Fraser N. Women, Welfare and the Policies of Need Interpretation // Unruly Practices. Cambridge: Polity Press, 1989. P. 144-60; Fraser N. Crossing borders: gender and citizenship in transition. Stockholm. FRN, 1997.

[17] Sainsbury D. (ed) Gendering Welfare States. London: Sage, 1994; Sainsbury D. Gender, equality and welfare states. Cambridge: Cambridge University Press, 1996; Sainsbury D. (ed.) Gender and welfare state regimes. Oxford: Oxford University Press, 1999.

[18] Sainsbury D. Gender and social-democratic welfare states // Gender and welfare state regimes / Diane Sainsbury (Ed.). Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 78.

[19] Sainsbury D. Gender and social-democratic welfare states // Gender and welfare state regimes / Diane Sainsbury (Ed.). Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 75–106.

[20] Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л. Н. Завадская. М.: Изд-во БЕК, 2001. С. 92.

[21] Buckley M. Women and Ideology in the Soviet Union. New York, London: Harvester Wheatsheaf, 1989

[22] Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1988.

[23] Buckley M. Women and Ideology in the Soviet Union. New York, London: Harvester Wheatsheaf, 1989

[24] Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1988

[25] Pascall G., Manning N. Gender and social policy: comparing welfare states in Central and Eastern Europe and the former Soviet Union // Journal of European Social Policy. № 10(3), 2000. P. 240-264

[26] Карелова Г. Н. Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Нью-Йорк, 25 января 2002 года.

[27] Карелова Г. Н. Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Нью-Йорк, 25 января 2002 года.

[28] Посадская А. И. Женские исследования в России: перспективы нового видения // Гендерные аспекты социальной трансформации. М.: Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН, 1996. С. 18.

[29] Карелова Г. Н. Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Нью-Йорк, 25 января 2002 года.

[30] Смирнов С. Н., Колосницын И. В. Социальные обязательства государства: сокращение или реструктуризация? // Мир России. 2000. № 1.

[31] Карелова Г. Н. Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Нью-Йорк, 25 января 2002 года.

[32] Карелова Г. Н. Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Нью-Йорк, 25 января 2002 года.

[33] Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

[34] белл хукс – современная афро-американская феминистка, подписывающая свои работы именем и фамилией, начинающимися со строчной буквы. – (Примеч. авт.)

[35] Раковская О. А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин // Гендерные аспекты социальной трансформации. М.: ИСЭПН РАН, 1996.

[36] Темкина А. Теоретические подходы к проблеме политического участия: гендерное измерение // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Вып. 4. СПб.: СФПК СПбГУ, 1996. С. 13–18.

[37] Sexual harassment (англ.) – сексуальные преследования, сексуальные домогательства.

[38] Сексуальные домогательства на работе / Отв. ред. З. Хоткина. М.: МЦГИ, 1996.

[39] См. Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л. Н. Завадская. М.: БЕК, 2001. С. 149; Ржаницына Л. С., Чекорина Н. И. Тенденции развития законодательства о труде. М., 1999. https://wcons.org.ru/expertise/.

[40] Баскакова М. Е. Российский механизм реализации политики равных прав и равных возможностей в сфере занятости // Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001. С. 278–279.

[41] Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л. Н. Завадская. М.: БЕК, 2001. С. 149.

[42] Баскакова М. Е. Российский механизм реализации политики равных прав и равных возможностей в сфере занятости // Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001. С. 279–280.

[43] Баскакова М. Е. Российский механизм реализации политики равных прав и равных возможностей в сфере занятости // Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001. С. 274.

[44] Баскакова М. Е. Проблемы и права работников с семейными обязанностями // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания: В 2 т. Т. 1. М.: МЦГИ, 1998.

[45] Гордон Л. Доклад о соблюдении социально-экономических прав в российской федерации в 2000 году

[46] Малева Т. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы // Государственная и корпоративная политика занятости. М.: Московский Центр Карнеги, 1998.

[47] Мезенцева Е.Б. Профессиональная сегрегация по признаку пола // Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001. С.142.

[48] Мезенцева Е. Б. Профессиональная сегрегация по признаку пола // Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001. С. 143.

[49] Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Вып. 4. СПб.: СФПК СПбГУ, 1996. С. 5–12.

[50] Григорьева Н. С. Гендерные измерения здравоохранения // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М.: МЦГИ, 2001. С. 252.

[51] Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения // Бюллетень ВЦИОМ. 1997. № 3. С. 80.

[52] Григорьева Н. С., Чубарова Т. В. Гендерный подход в здравоохранении: Учеб. пособие. М.: Альфа-Принт, 2001. С. 9–23.

6 Григорьева Н.С. Гендерная теория и здравоохранение: введение // Гендерный подход в здравоохранении: Учебное пособие. Н.С.Григорьева, Т.В. Чубарова. М.: Альфа Принт, 2001. С.17.

8 Штайнкамп Г. Смерть, болезнь и социальное неравенство // Журнал социологии и социальной антропологии. Том II, 1999. № 1.

9 Браун В. Дж., Русинова Н. Л. Социальные неравенства и здоровье // Журнал социологии и социальной антропологии. Том II, 1999. №1.

[53] Дворкин А. Геноцид, или китайское бинтование ног // Антология гендерных исследований. М.: Академия, 2001. С. 12.

[54] Григорьева Н. С. Гендерная теория и здравоохранение: введение // Н. С. Григорьева, Т. В. Чубарова. Гендерный подход в здравоохранении: Учеб. пособие. М.: Альфа-Принт, 2001. С. 18.

18 Каткова И.П. Планирование семьи в условиях социально-экономического кризиса // Гендерный калейдоскоп. М.:Academia, 2001. С.454- 472.

19 см. Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза РФ: репродуктивные права женщин в России. М. МЦГИ. Проект гендерная экспертиза, 1998.

20 Григорьева Н.С. Гендерная теория и здравоохранение: введение // Гендерный подход в здравоохранении: Учебное пособие. Н.С.Григорьева, Т.В. Чубарова. М.: Альфа Принт, 2001.С. 9-23.

21 Баллаева Е. Ситуация с соблюдением репродуктивных прав в г.Рыбинске // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массовое сознание. Т.2. М.МФФ, 1998. С.71-112.

[55] Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М.: Изд-во «Права человека», 1999. С. 59–65.

[56] Blumental S. Women's mental health: the new national focus // Women and mental health. Jeri A. Sechzer (ed.) Annals of the New York Academy of Sciences. Vol. 789, 1996. P.1.

[57] Гуманистический подход к охране здоровья / Отв. ред. Н. Берковитц; Пер. с англ. под ред. К. В. Григорьева. М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 210.

[58] Цит. по: Калмыкова Е. С., Миско Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал. 2001. № 4. С. 71.

[59] Dominelli L. A Sociology of Social Work and Feminist Social Work // Sociology for Social Work. Macmillan, 1995. P. 85.

[60] Payne M. Modern Social Work Theory. A critical introduction. Houndmills; Basingstoke; Hampshire; London: Macmillan, 1991. P. 201–224.

[61] См.: Payne M. Modern Social Work Theory. A critical introduction. Houndmills; Basingstoke; Hampshire; London: Macmillan, 1991. P. 201–224.

[62] Pearson G. The Deviant Imagination: Psychiatry, Social Work and Social Change. London: Macmillan, 1965.

[63] Thompson N. Anti-Discriminatory Practice. Houndmills; Basingstoke; Hampshire; London: Macmillan, 1997.

[64] Bailey R., Brake M. Contributions to a radical practice in social work // M. Brake, R. Bailey (Eds.). Radical Social Work and Practice. London: Edward Arnold, 1980. Цит. по: Payne M. Modern Social Work Theory. A critical introduction. Houndmills; Basingstoke; Hampshire; London: Macmillan, 1991. P. 205.

[65] Costa M. das Dores. Current Influences on social work in Brazil: practice and education // International Social Work. 1987. № 30 (2). P. 114–128. Цит. по: Payne M. Modern Social Work Theory. A critical introduction. Houndmills; Basingstoke; Hampshire; London: Macmillan, 1991. P. 206.

[66] Берг ван Ден, Купер Л. Б. Феминизм и социальная работа // Энциклопедия социальной работы в 3-х тт. Т. 3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. С. 369-375.

[67] Dominelli L. Anti-oppressive social work theory and practice. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2002.

[68] Hanmer J., Statham D. Women and social work: towards a woman-centered practice. London. Macmillan press, 1999

[69] Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия в современной России // Насилие и социальные изменения. Теория и практика исследований. Альманах центра «АННА». 2000. Ч. 2–3. C. 119.

[70] Клименкова Т. Проблемы реализации права граждан на свободу от насилия // Права женщин в России. 1998. № 3.

[71] Середа Н. «Настолько широко, что даже и не видно»: домашнее насилие глазами взрослых и подростков // Насилие и социальные изменения. Альманах Центра «АННА». 2000. Ч. 2–3. С. 143–167.

[72] Ситаров В. А., Маралов В. Т. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Academia, 2000.

[73] Знаков В. В. Психологические исследования стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане // Вопросы психологии. № 4, 1990. С. 64.

[74] Падерин А.А. Государство – на страже своих защитников // Военно-исторический журнал. №5, 1997. С.12.

[75] Знаков В. В. Психологические исследования стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане // Вопросы психологии. 1990. № 4.

[76] Данилова Н.Ю. Военнослужащие, войны-интернационалисты, ветераны: динамика правового статуса // Социологические исследования. №10, 2001. С.77-84

[77] Воробьев В. В. Участники боев будут защищены в полной мере // Красная звезда. 1995. 18 янв.

[78] Якушкин Н.В. Психологическая помощь воинам-афганцам в реабилитационном центре республики Беларусь // Психологический журнал. Том 17. №5, 1996. С.102

[79] Пожидаев Д.Д. От боевых действий – к гражданской жизни // Социологические исследования. № 5, 1999.

[80] Брайнс Дж. Как общаться с инвалидами. М.: «Преодоление», 1993.

[81] Брайнс Дж. Как общаться с инвалидами. М.: «Преодоление», 1993.

[82] Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэл, С. Шарддоу. М.: Аспект-Пресс, 1997.

[83] Walker L. Battered Women. Harper & Row, 1985

[84] Dobash R.E., & Dobash R. Women, violence and social change. London: Routledge, 1992

[85] Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году / Н. Римашевская, Д. Ванной, М. Малышева и др. М.: Academia, 1999

[86] Felder R., Victor B. Getting Away with Murder: Weapons for the War Against Domestic Violence. New York: Touchstone, 1997

[87] Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году / Н. Римашевская, Д. Ванной, М. Малышева и др. М.: Academia, 1999

[88] Хасина А. Женщины, домашнее насилие, стресс // Насилие и социальные изменения. Под ред. Писклаковой М., Синельникова А. №, 2/2000

[89] Felder R., Victor B. Getting Away with Murder: Weapons for the War Against Domestic Violence. New York: Touchstone, 1997

[90] Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году / Н. Римашевская, Д. Ванной, М. Малышева и др. М.: Academia, 1999

[91] Garske D. Transforming the culture. In R. Hampton, P. Jenkins, T.P. Gullotta (eds.), Issues in Children's and Families' Lives. Vol.4. Thousand Oaks: SAGE Publications, 1996

[92] Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: Аспект-Пресс, 1995

[93] Felder R., Victor B. Getting Away with Murder: Weapons for the War Against Domestic Violence. New York: Touchstone, 1997

[94] Gelles R.J. Through a sociological lens: Social structure and family violence. In R.J. Gelles & D.R. Loseke (Eds.). Current controversies on family violence. Newbury Park CA: Sage, 1993

[95] Собкин В., Глухова Т. Подросток у телеэкрана // Газета «Первое сентября», №9. 2001

[96] Healey K., Smith Ch., and O'Sullivan C. Batterer Intervention: Program approaches and Criminal justice strategies. U.S. Department of Justice. Office of Justice Programs, 1998

[97] Jacobson N., Gottman J. When Men Batter Women: New Insights into Ending Abusive Relationships. New York: Simon & Schuster, 1998

[98] Dutton M. A. Empowering and Healing the Battered Woman: A Model for Assessment and Intervention. New York: Springer Publishing Company, 1992; Herman J. L. Trauma and Recovery. USA: Basic Books, 1992

[99] Dutton M. A. Battered Women’s Strategic Response to Violence: The Role of Context. In J. L. Edleson & Z. C. Eisikovits (Eds.), Future Interventions with Battered Women and their Families. Thousand Oaks: Sage, 1996

[100] Felder R., Victor B. Getting Away with Murder: Weapons for the War Against Domestic Violence. New York: Touchstone, 1997

[101] См. подробнее: Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л. Н. Завадская. М.: Изд-во БЕК, 2001.

[102] Абубикирова Н.И., Кочкина Е.В. О гендерной экспертизе законодательства // Женщина в мире: мифы и реалии. М.: Информация XXI век, 2000. С.209-237.

[103] Поленина С.В. Международная защита социальных прав женщин (принцип универсальности и культурного разнообразия) // Общественные науки и современность. №3, 2000; Она же. Реализация конституционного принципа равноправия полов // Государство и право. № 6, 1998.

[104] Neuman L. W. Social research methods: qualitative and quantitative approaches, 2nd ed. Boston etc.: Allyn and Bacon, 1991. См.: Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М. Малышевой. М.: МЦГИ, 1997.

[105] Neuman L. W. Social research methods: qualitative and quantitative approaches, 2nd ed. Boston etc.: Allyn and Bacon, 1991. См.: Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М. Малышевой. М., 1997.

[106] Reinharz S. Feminist Methods in Social Research. New York, Oxford: Oxford University Press, 1992. P. 145–163.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: