Интервал качества

продукции компаний


А Б В Г Д Е

Рис. 6.1. Интервалы качества продукции 6 компаний

Показанная ситуация вполне соответствует реальной жизни для многих сегментов мирового рынка. Например, для рынка автомобилей, на котором работают японские, европейские, американские и российские автопроизводители.

Компания А, возможно, японская, выпускает продукцию наивысшего качества, причем качество изделий колеблется в наименьшем интервале для представленных 6 компаний.

Вся продукция компании Б только высокого, хотя и уступает по своим характеристикам продукции компании А. Интервал качества продукции у компании Б больше, чем у компании А.

У компании В разброс продукции по качеству еще больше, чем у компании Б при этом наряду с продукцией высокого качества выпускается продукция не отвечающая требованиям, предъявляемым к высокому качеству.

Продукция компании Г близка по качеству к продукции компании В. Отдельные изделия могут соответствовать требованиям к высококачественным изделиям. Однако основная масса изделий, хотя и соответствует стандартному уровню качества в глазах потребителей, однако является скорее продукцией хорошего, а не высокого качества. Интервал качества у компании Г еще больше, чем у компании В.

Разброс качества продукции компании Д еще больший, чем у Г. Компания Д не выпускает вообще изделия высокого качества. Некоторые изделия данной компании иногда оказываются ниже минимально необходимого для потребителей.

Продукция компании Е находится в еще большем интервале качества. Немало продукции данной компании имеет качество ниже минимально необходимого. Высококачественные изделия компания не выпускает вовсе. Наиболее часто продукцию данной компании потребители характеризуют как удовлетворительную, невысокого или среднего качества.

На показанном выше примере, наблюдается увеличение интервала качества продукции компаний по мере снижения ее качества, т.е.

ИКА < ИКБ < ИКВ < ИКГ < ИКД < ИКЕ

где ИКА, ИКБ, ИКВ, ИКГ, ИКД, ИКЕ – интервалы качества продукции для рассматриваемых шести компаний.

Теперь поставим вопрос, а какое качество продукции для каждой из шести компаний на самом деле является наиболее вероятным.

Из анализа информации, показанной на рис 6.1., можно утверждать, что для компании А это безусловно очень высокое качество. Для компании Б это высокое качество. А вот дальше уже трудно не только утверждать, но и говорить что-либо с достаточной определенностью.

Чтобы, например, судить о вероятном качестве продукции компании В, необходимо знать, как распределена ее продукция внутри интервала качества, т.е. какому закону распределения оно подчиняется в данном случае.

Разброс продукции компании внутри интервала качества для разных компаний может подчиняться разным законам распределения. Для каждой из компаний это будет зависеть от того, какие случайные и систематические факторы влияют именно в данной компании на формирование характеристик качества продукции. Соответственно, знание интервала качества, при его значительной величине, не позволяет лицам, проводящим анализ, достаточно достоверно судить о вероятном значении качества выпускаемой продукции. Получается так, что аналитики, тщательно изучающие материалы инвестиционного проекта и бизнес-план его реализации, могут надеяться, с приемлемой для принятия решения надежностью, лишь на установление вероятного интервала качества для продукции, которая будет выпускаться после завершения реализации инвестиционного проекта.

Что характеризует величина интервала качества продукции компании. Представляется обоснованным полагать, что чем лучше в компании менеджмент качества, тем выше, при прочих равных условиях[46], уровень качества продукции и меньше интервал ее качества. Следовательно, величина интервала качества продукции компании является объективным показателем существующей системы менеджмента качества. В мировых компаниях-лидерах, создавших у себя TQM, стремятся к минимизации интервала качества, в доведении его практически до нулевого значения.

Фактически, эта цель ставилась специалистами по управлению качеством всегда, но стала реальной лишь к началу 90-х годов прошлого века, с появлением концепций, реализующих TQM и по мере их успешного внедрения в передовых компаниях.

Таким образом, для инвесторов и банкиров, принимающих решения о финансировании проектов, приобретает принципиальное значение умение их специалистов выявлять на основании решений, содержащихся в представленных документах инвестиционного проекта, величину вероятного интервала качества будущей продукции. Именно данная величина, при ее достаточно достоверном определении, хорошо характеризует управление качеством и риск финансирования данного проекта. При этом, следует учитывать, что если профессиональный инвестор, становясь совладельцем создаваемого бизнеса, может принять и внедрить решения по улучшению системы менеджмента качества, то у банкиров такой возможности практически нет.

Полезный совет (6.1.1). Коммерческие банки не должны принимать на себя необоснованно высоких рисков и выделять инвестиционные кредиты на проекты, по которым их специалистам и экспертам не удается достоверно определить интервал качества продукции или он слишком велик, для рассматриваемого сегмента рынка данной продукции.

Следует, разумеется, учитывать, что само по себе наличие в инвестиционном проекте комплекса необходимых эффективных решений по управлению качеством еще не обеспечивает автоматически конкурентоспособности будущей продукции. Решения даже самые лучшие нужно еще суметь правильно реализовать в натуре, а это не всем и не всегда удается. Но это уже иной вопрос. Решение этой задачи лежит в плоскости правильного оформления договорных отношений между кредитором и заемщиком, позволяющее кредитору самостоятельно контролировать результаты фактически принимаемых решений по реализации проекта и адекватно защищать свои интересы, если участники реализации проекта допустили ухудшение качества реализуемых решений, по отношению к принятым в проекте.

Таким образом, важнейшей задачей профессионального инвестора или банка-кредитора становится анализ решений принятых в конкретном проекте по управлению качеством. Проведение подобного анализа должно дать основания судить инвестору и банкиру, с приемлемой для практических целей вероятностью, о том будет ли обеспечено необходимое качество продукции в результате реализации данного проекта или нет.

Главным документом для проведения подобного анализа является бизнес-план реализации инвестиционного проекта. Если учитывать, что качество будущей продукции фактически зависит от всей совокупности решений, принимаемых и реализуемых в рамках конкретного инвестиционного проекта, то становится понятным, что для цели анализа придется тщательно изучать не только раздел бизнес-плана «Достижение необходимого качества», но и другие1.


[1] Например, Френк Никсон, автор известной книги «Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности»: Пер. с англ. – 2-е русск. Изд. – М.: Издательство стандартов, 1990., на с. 28 приводит определение, разработанное Европейской организацией по контролю качества: «Качество изделия есть степень, до которой оно удовлетворяет требования потребителя. Для промышленной продукции качество представляет собой сочетание качества проекта и качества изготовления», не высказывая к нему своего отношения.

[2] Гегель. Энциклопедия философских наук, § 90. М,, 1974.

[3] Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин: под ред. О.П. Глудкина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001. – С. 17.

[4] Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – С. 3.

[5] Glossary of terms used in the Management of Quality. Sixth edition. European Organization for Quality, June 1989.

[6] В данном параграфе рассматривается ГОСТ Р ИСО 9000-2001 аутентичный тексту международного стандарта ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», с учетом Изменения № 1 ГОСТ Р ИСО 9000-2001, принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 07.07. 2003 № 238-ст.

[7] Между плохим и хорошим в реальной жизни принято выделять удовлетворительное, как уже не плохое, но еще не хорошее (Прим. автора).

[8] Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – С. 45.

[9] Рассматривается данное в стандарте ИСО 9000:2000 определение термина «качество», а не «качество продукции», которому в данном стандарте не дается самостоятельного определения. Что же касается термина «продукция», то его определение по отношению к данному в стандарте ИСО 8402 также претерпело серьезное изменение.

[10] Данный пример с автомобилем вряд ли можно признать удачным, в частности, кроме охлаждающей жидкости с таким же успехом можно отнести к перерабатываемым материалам тормозные колодки и многое другое. Между прочим, шины, как правило, приходится заменять быстрее, чем ТОСОЛ (охлаждающую жидкость). Зато этот пример наглядно показывает, что приведенное в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 разделение продукции на данные четыре общие категории является, мягко говоря, слишком упрощенным (Прим. автора).

[11] Примечание 2 также нельзя отнести к удачным. Можно, например, представить удивление автомехаников, заменивших клиенту в автосервисе двигатель автомобиля, и отрегулировавших его работу, когда они, устав от работы, узнают, что оказывают «как правило» своим клиентам нематериальные услуги. Вероятно, удивятся еще больше, узнав, что 10 литров бензина (см. примечание 1) является «непрерывной характеристикой» (см. примечание 2) (Прим. автора).

[12] Слово полезной использовано не случайно, например, фальшивомонетчики производят свою «продукцию», но она не является полезной для общества. Непризнание результатов преступной деятельности в качестве продукции представляется вполне правомерным. В качестве прецедента можно назвать, например, обычаи делового оборота. В п. 1. Ст. 5 Гражданского кодекса РФ указано, что обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Однако в п. 2. этой же статьи прямо указано, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Это означает, что даже широко распространенная, но незаконная практика, например дача и получение взяток, не может быть признана обычаем делового оборота. Иначе говоря, то, что находится вне закона, не имеет права на вхождение в нормальную деловую жизнь. То же самое отношение должно быть и в отношении результатов преступной деятельности, которые не должны признаваться продукцией со всеми вытекающими из этого последствиями (Прим. автора).

[13] Автор не распространяет свои рассуждения на такой объект как душа человека, созданный Богом, но специалисты, занимающиеся исследованием данного объекта, утверждают, что душа материальна и даже имеет вес около 21 грамма, который удавалось измерить. Но вряд ли кто-то решится отнести ее к чьей-то продукции.

[14] Пичугин И. Сущность понятия качество // Стандарты и качество / 8 – 2002, С. 62-63.

[15] Необходимо отметить, что эти позиции отражались в работах российских авторов практически с самого начала перехода к рыночной экономике, например, конкурентоспособность рассматривалась в практическом пособии Липсица И.В. Бизнес-план – основа успеха. – М.: Машиностроение, 1993.

[16] В данном случае имеется в виду не изношенное физически или устаревшее морально оборудование. Следует учитывать, что стоимость такого оборудования, на котором нельзя заработать прибыль равна стоимости металлолома минус затраты на его демонтаж и транспортировку к месту утилизации.

[17] См. Москвин В. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации для предприятий и коммерческих банков. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С.122-130.

[18] Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. / Государственный университет управления, Национальный фонд подготовки кадров. - М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ». – 2000.

[19] Превосходство в уровне себестоимости может возникать и вследствие неравенства стартовых условий финансирования на рынке. В первую очередь это касается возможности широкого доступа к более дешевым и удобным сырьевым источникам, а также технологического превосходства. Немаловажное значение имеют доступность заемного капитала при более низких процентных ставках и льготных условиях кредитования, сделанные ранее вложения в рекламу продукции и развитие сбытовой сети.

[20] Москвин В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 25-41.

[21] Характеристики продукции, обычно указываемые в документации, фактически являются показателями ее качества, которые оценивает потребитель.

[22] Эдвард У. Деминг (1900-1993 гг.) – американский ученый, занимавшийся статистическими методами контроля качества, патриарх Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management –TQM). В 1947 г. был направлен в Японию для оказания помощи Союзу японских ученых и инженеров (JUSE). Изучив положение в японской экономике, в 1950 г. он выступил на семинаре перед руководителями 45 крупнейших компаний Японии, где произнес знаменитые теперь слова: «Слушайте меня, и через пять лет вы будете конкурировать с Западом. Продолжайте слушать до тех пор, пока Запад не будет просить защиты от вас». Подробно деятельность Э. Деминга рассматривается в главе 5.

[23] В данном параграфе приводится классификация категорий потребительских ценностей продукции, содержащаяся в работе профессора Ефимова В.В. Потребительские ценности продукции // Стандарты и качество / 5-2002. Эта классификация представляется наиболее развитым отражением сущности проблемы, существующим в среде профессиональных специалистов. Хотя автор не считает приводимую классификацию абсолютно бесспорной, но, учитывая, что это фактически первая попытка создания целостной классификации потребительских ценностей продукции, которую можно использовать для практических целей при управлении качеством продукции, полагает полезным довести эту информацию до читателей, приводя в сносках к ней отдельные комментарии. Получение представления о взглядах, существующих в среде специалистов, позволит инвесторам и банкирам более адекватно ориентироваться в содержании соответствующих разделов инвестиционных проектов и бизнес-планов их практической реализации, понимая, что на самом деле имеется в виду.

[24] В данном случае имеет смысл говорить лишь о направлении движения рыночной стоимости товара, а не о возможности достижения значения истинной потребительской стоимости. В реальной рыночной действительности существует немало влияющих случайных и систематических факторов, которые мешают этому достижению (Прим. автора).

[25] В данном месте просматривается недостаток данной классификации. Фактически допускается возможность сравнения продукции не по всей совокупности потребительских свойств, а лишь по некоторой ограниченной выборке базовых. В этом случае «за кадром» оказываются, или могут оказаться некоторые важнейшие для потребителей свойства, которые производитель данного товара не смог довести до уровня, необходимого потребителю. В прошлой практике плановой советской экономики качество постоянно подменялось техническим уровнем, причем характеристики для сравнительной оценки продукции, как правило, выбирали сами разработчики. К чему это нас привело общеизвестно, совершенно неконкурентоспособная на мировом рынке продукция получала «Знак качества» (Прим. автора).

[26] Отнесение себестоимости изделия к базовым ценностям изделия представляется спорным. Потребителя, как правило, не интересует себестоимость изделия, которая формируется у производителя. Потребителя всегда интересует цена изделия, по которой ему придется изделие приобретать. Вместе с тем, себестоимость важнейший показатель при производстве продукции, который находится в прямой зависимости с качеством изделия. Подробнее это рассматривается в главе 3 данной работы (Прим. автора).

[27] Это действительно ценности, но представляется более правильным их относить к конкурентным преимуществам фирмы, чем к свойствам продукции, определяющим ее качество (Прим. автора).

[28] В данном случае представляется более правильным говорить о рыночной реализации продукции, а не об ее ликвидности. Причем даже если снижается цена продукции и получаемая прибыль. Подробно это рассмотрено в главе 3 (Прим. автора).

[29] Затраты на создание имиджа фирмы, или их существенная часть, могут входить непосредственно в себестоимость продукции. В этом случае вряд ли возможно установление постоянной наценки (Прим. автора).

[30] В этом месте просматривается внутренняя противоречивость рассматриваемой классификации. Фактически говорится о том, что грань между базовыми и дополнительными ценностями весьма условна. Кроме того, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия являются самостоятельными объектами для производства и самостоятельным рыночным товаром, который так же может иметь дополнительные ценности, если, конечно, есть возможность или смысл отделять их от базовых (Прим. автора).

[31] О стохастическом характере зависимости цены и качества нельзя говорить безоговорочно. Здесь явно есть смысл говорить о некоторых границах и определенных условиях, ибо, конечно же, в современных условиях существования развитых товарных рынков, о вероятностных зависимостях цены и качества различных товаров можно говорить лишь в определенных пределах. Для некоторых высококачественных товаров известных фирм подобная зависимость представляется скорее детерминированной. Но это можно говорить лишь для конкретного промежутка времени, поскольку требования потребителей к качеству продукции постоянно повышаются (Прим. автора).

[32] Эти факторы являются результатом конкурентных преимуществ производителя, реализуемых им в разработанной компанией стратегии конкурентоспособности (см. предыдущий параграф).

[33] Москвин В. Подготовка и контроль финансовых договоров. Практическое пособие для финансовых руководителей и главных бухгалтеров. – М.: ИНФРА-М., 2001. – С. 56-57.

[34] Имеется в виду Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. «О стандартизации».

[35] Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин: под ред. О.П. Глудкина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001. – С. 323.

[36] Фактически, на этом этапе компании начали активно заниматься маркетингом, который был создан, не в последнюю очередь, как инструмент в борьбе за удовлетворение требований потребителя.

[37] В методологии TQM таким образом смещается акцент с физической составляющей труда работника на его умственную составляющую. Это вполне оправдано, поскольку в чистом виде не существуют ни физический труд ни умственный, любой конкретный вид труда является их сочетанием в определенной пропорции. Иногда даже бывает сложно отнести некоторые виды труда к умственному или физическому, например, труд балерины или скульптора. В TQM происходит максимальное насыщение труда всех работников компании компонентами умственного труда за счет привлечения их к активной работе над качеством выполняемых процессов и продукции. Фактически, за счет этого компаниям удается в максимальной степени использовать потенциал своих сотрудников, что создает объективные условия для достижения высокой конкурентоспособности (прим. автора).

[38] Имеется в виду, что кроме основной оплаты труда, включаемой в себестоимость продукции, работники претендуют, наряду с владельцами капитала, на участие в прибыли компании. При активном использовании их интеллектуального потенциала это вполне оправдано и все большее количество компаний, вслед за японскими корпорациями, направляет часть полученной прибыли на поощрение своих работников (прим. автора).

[39] Feigenbaum A.V. Total Quality Control with Engineering and Management. – New York: McGraw-Hill – 1961.

[40] См. главу 4.

[41] См. график, представленный на рис. 1.3 в главе 1, где максимальная эффективность работы компании показана точкой М.

[42] См.: Москвин В. Специфика российской деловой среды. – «Инвестиции в России», №8, 2002.; Москвин В. Кредитование инвестиционных проектов: рекомендации для предприятий и коммерческих банков. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 137-139.

[43] См. Москвин В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. Рекомендации для предприятий и коммерческих банков. – М.: «Финансы и статистика», 2004.

[44] Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM). – СПб., «Виктория плюс», 2002 г. С. 75-76.

[45] Москвин В.А. К проблеме оценки качества планируемых научных исследований и разработок. – В сб.: «Повышение результативности исследований, разработок и проектов», М.: «Знание», 1978 г.

[46] В данном случае имеется в виду прежде всего состояние производственного потенциала компании и качество труда ее сотрудников.

1 Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации для предприятий и коммерческих банков. – М.: Финансы и статистика, 2001. С. 148-152, 184-185.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: