Траектория качества продукции

Однако, чтобы приведенный выше полезный совет мог быть практически реализован инвестору необходимо сформировать представление не только о динамике уровня качества продукции о чем шла речь выше, но также и о динамике самого качества. Ведь качество продукции и уровень ее качества строго говоря не одно и тоже. Если качество продукции, было показано выше, это совокупность ее характеристик, отражающих необходимые потребительские свойства, то уровень качества продукции это интегральная оценка совокупности характеристик, выполненная по заданному заинтересованным лицом алгоритму. При этом, разным характеристикам могут быть даны различные веса, соответствующие предпочтениям оценивающего в данный момент. Уровень качества оценивается обычно величиной в интервале от 0 до 1,0 и полученная количественная оценка фактически всегда привязана к конкретной методике оценки уровня качества продукции, т.е. к предпочтениям оценивающего в отношении различных характеристик для данной продукции. Поскольку разные оценщики могут иметь неодинаковые предпочтения, то и веса данные ими для одних и тех же характеристик могут оказаться разными, что в итоге приведет к получению неодинакового значения для уровня качества одной и той же продукции. Причем разница может оказаться весьма существенной. Проблема эта действительно существует и решая ее на практике необходимо понимать что же на самом деле происходит с самим качеством продукции во времени и пространстве.

Выше, на рисунках 2.3 и 2.4 была показана динамика уровня качества продукции во времени. Правомерен вопрос, а что происходит с самим качеством. Ведь представленная динамика является всего лишь проекцией реального процесса на плоскость, причем вид этой проекции зависит от применяемой методики оценки уровня, точнее от конкретного алгоритма свертки частных показателей в интегральный.

В реальной жизни, рассматривая качество продукции, конечно приходится иметь дело не с двухмерным или трехмерным пространством координат. В действительности каждое свойство любой продукции, отражаемое конкретной характеристикой, представляет собой вектор или координату в n-мерном пространстве, где n – количество характеристик продукции. Если при этом учитывать, что некоторые свойства, имеющиеся в продукции, не учитываемые сегодня соответствующими характеристиками, завтра могут быть признаны существенными для потребителя и учитываться, а также то, что некоторые свойства продукции не известные сегодня, в последующий период могут быть обнаружены, то можно признать, что величина n может меняться во времени.

Важно адекватно понимать то, что происходит с самими свойствами продукции во временной динамике. Можно, например, выделить следующие четыре особенности.

Во-первых, между ними существуют достаточно сложные зависимости по крайней мере трех следующих видов:

- при улучшении для потребителя свойства А улучшается и свойство Б;

- при улучшении свойства А свойство Б ухудшается,

- при изменении свойства А свойство Б остается неизменным.

Соответственные изменения должны и происходить с характеристиками продукции.

Во-вторых, при улучшении каких-либо свойств продукции не может одновременно наблюдаться улучшение всех остальных. В реальной жизни что-то улучшая, приходится чем-то жертвовать.

В-третьих, взгляды потребителей на полезность свойств продукции со временем могут меняться;

В-четвертых, свойство продукции выражаемое соответствующей характеристикой в условиях рыночной конкуренции фактически является функцией затрат и эффективности деятельности.

В предыдущем параграфе отмечалось, что полная совокупность свойств материального объекта представляет собой n-мерную систему взаимосвязанных элементов, интенсивность проявления каждого из которых может быть представлена собственным вектором в n-мерном пространстве. Поскольку величина каждого подобного вектора фактически дает соответствующую координату, то качество материального объекта в каждый момент времени может быть представлено точкой в этом пространстве с соответствующими координатами.

В действительности так оно и есть. Но поскольку у нас нет возможности «увидеть» эту точку, то и осуществляются попытки спроецировать ее отражение на плоскость в виде уровня качества продукции. На само деле существует не только точка для данного момента времени, но и некоторая траектория образуемая во времени этими точками в n-мерном пространстве. Эта траектория и отражает динамику качества продукции во времени и пространстве.

Если учитывать наличие ряда особенностей, которые наблюдаются у свойств продукции во времени, причем выше были отмечены лишь четыре, то исследование и прогнозирование траектории качества становится в теоретическом плане сложной проблемой. Для принципиально новой продукции, базирующейся на новейших технологиях, что будет иметь место, например, при переходе на шестой технологический уклад, не исключено, что инвесторы могут столкнуться с непрогнозируемой достоверно или неуправляемой ситуацией с траекторией качества продукции, когда затраты, связанные с выводом продукции на нужную траекторию качества не будут окупаться за счет ее реализации, поскольку потребитель не сможет или не будет готов пойти на соответствующие расходы.

Должны ли это учитывать инвесторы или банкиры, финансирующие новые долгосрочные проекты или тем более системы взаимосвязанных проектов. Представляется, что должны. Так что анализ возможных сценариев реализации долгосрочных проектов и анализ системы рисков становится достаточно актуальным[43].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: