Проектное обучение

Характеризуя проект, можно привести несколько его определений:

· Проект – «брошенный вперёд» замысел в виде прообраза объекта;

· Проект - это вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего» (Дж.К. Джонс);

· Проект – идеальное (по возможности научное) описание будущего объекта или будущей деятельности, не существующей во время проектирования;

· Проект – это представление о будущем результате, соотнесенное с представлением о процессе достижения этого результата (социальный проект);

· Проект есть модель постановки и решения конкретных учебных проблем (задач).

Проектное обучение или метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом.

В методе проектов проект есть средство обучения, средство усвоения определённого учебного материала, метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке.

Проектное обучение включает в себя следующие стадии:

Определение концепции проекта. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния, определение проекта (цели, задачи, результаты, основные требования, критерии, основные участники, ресурсы…). Эта стадия предполагает активную творческую работу, практику в использовании различных ресурсов (учебники, методические пособия, материалы других курсов).

Разработка проекта. Эта фаза включает в себя разработку основных компонентовпроекта:

1. назначение руководителя и формирование команды проекта, установление контактов;

2. изучение целей, мотивации и требований участников;

3. развитие концепции и разработка основного содержания проекта (конечный результат, стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы);

4. структурное планирование (декомпозиция проекта, план действий, методы контроля). На этой стадии происходит формулировка плана работы, который опирается на характеристики и потребности группы.

Реализация проектной деятельности. Эта фаза включает в себя: организацию работы группы, способов коммуникации и связи участников проекта, ввод в действие системы стимулирования (теория ожидания и др.), оперативное планирование, выполнение работ, функционирование системы контроля реализации работ, решение проблем или задач. Здесь результат зависит от того, как тщательно была проработана концепция и насколько эффективно реализуются разработанные и принятые методы работы.

Завершение проектной деятельности. Основные работы этой фазы:

1. планирование процесса завершения;

2. оценка результатов и подведение итогов;

3. закрытие проекта;

4. разрешение конфликтных ситуаций;

5. накопление данных для последующих проектов;

6. расформирование команды проекта. Эта фаза очень важна. Качественное проведение этой фазы позволяет обеспечить мотивацию студентов для продолжения обучения.

Команда учебного проекта. Смысл командной работы по реализации проекта заключается в возможности синергетического эффекта от объединения групповых усилий, знаний и выработки групповых решений, т.е. достижении «состояния, при котором целое больше, чем сумма его составных частей». Такая кооперация в работе группы значительно эффективнее, чем конкуренция или односторонний монолог. Как и любая другая, учебная группа студентов должна характеризоваться, прежде всего, достаточной степенью сплоченности, координацией действий, регулярным взаимодействием и наличием общей цели. При успешной работе все известные достоинства командной работы – объединение знаний и навыков, возможность учиться друг у друга, взаимная поддержка, определенная независимость (автономность) могут быть реализованы, что позволит студентам в большей степени развить социальные компетенции. Несомненно, преподаватель должен помнить и о недостатках, которые могут быть присущи команде. Это групповое мышление, внутренние конфликты. Своевременные и грамотные вмешательства при признаках возможного появления этих проблем могут, с одной стороны, предотвратить негативные последствия, а с другой - продемонстрируют студентам ролевую модель эффективного управления деятельностью группы.

Презентация проекта. Студенты должны подготовить презентацию по проекту. Предполагается, что группа выступит с презентацией по работе над проектом. После презентации участники дискуссии зададут вопросы, чтобы прояснить некоторые моменты проекта, выяснить, насколько глубоко понимается проблема и насколько эффективен способ ее решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: