Презентация должна рассказывать

· о проекте, который реализовали;

· о людях, которые в нем участвовали;

· о навыках, которые применяли;

· о пользе, которую получили.

Проекты могут носить исследовательский характер (например, проект исследования комфортности обучения студентов), могут быть направлены на создание иной образовательной среды (например, проект «Традиции факультета»), проектировать можно и педагогический процесс, процесс обучения и воспитания или какой-либо из его этапов (проект учебной программы, проект воспитательного мероприятия и т.д.).

Особенности проектного обучения студентов.

1. Проектное обучение предполагает решение какой-либо значимой (в исследовательском, личностном, творческом плане) дидактической проблемы с использованием разнообразных методов и средств, интегрированных знаний.

2. Проектирование есть процесс разработки такого рода замысла и его фиксации в какой-либо внешней форме – модели проекта. Проектный замысел содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости. Проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его воплощения в жизнь, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие ум и физические усилия.

3. В проектном процессе выделяют три главнейшиефазы:

а) выдвижение плодотворной гипотетической идеи, замысел, способный к дальнейшему росту и развитию;

б) формирование проектного образа, детальной картины желаемого.

4. На стадии разработки проекта допустимо его многократная перепроверка с целью обнаружения, коррекции и сведения к минимуму недосмотров, просчетов и ошибок.

5. При проектировании принципиальное значение имеет целевая направленность на нечто оригинальное, инновационное.

6. Проектный метод предполагает конструктивный подход к обучению, когда необходимое знание и правильные ответы на возникающие вопросы студенту нужно добывать собственными силами - именно этому и надлежит учить в первую очередь. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов: индивидуальную, парную или групповую, которая осуществляется в течение определённого отрезка времени;

7. В проектировании всегда должен быть результат как конкретное решение проблемы, готовое к реализации (доклад на конференцию, статья, реферат, конспект урока, диагностическая программа, методические рекомендации по решению задач, комплекс ситуаций, направленных на решение какой-либо проблемы).

Роль и обязанности преподавателя

1. Основным видом деятельности преподавателя становится консультация и диалог со студентами.

2. Авторитет преподавателя базируется теперь на умении стимулировать ту умственную активность студентов, в которой они уже сами лично заинтересованы ради успеха в предпринятой ими проектной деятельности. Преподаватель из наставника превращается в более компетентного коллегу, старшего партнёра по разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, приходящего на помощь студенту и дающего им свои советы и рекомендации, когда его об этом попросят.

3. В ходе работы над проектом преподаватель подсказывает студенту лишь общее направление и главные ориентиры маршрута поисков. Это можно сделать примерно следующим образом: «Сейчас ты еще не знаешь требуемого ответа. Но давай порассуждаем, как к нему прийти. Поищем ответ с помощью мысленного эксперимента. Выдвинем гипотезу, какую-то начальную догадку. Если сразу станет ясно, что из этого ничего не получится, тут же отбросим эту гипотезу, предложим взамен какую-нибудь иную и подвергнем ее тому же "практическому испытанию в уме". Иначе говоря, начнем проектировать, т.е. и далее развивать, логически испытывать, критически оценивать, шаг за шагом все более подробно уточнять, а подчас и смело изменять наш исходный замысел». Воображаемое (или виртуальное) «практическое испытание» выдвинутой идеи будет сопровождаться записями, рисунками, схемами или иными внешними знаками.

4. В проектном обучении принципиально изменяется отношение преподавателя и студента к ошибкам при разработке проекта. Ошибки рассматриваются как вполне естественное и необходимое явление. Каждому студенту в процессе проектного поиска желательно совершать, а затем находить и исправлять у себя ошибки. Выражение «на ошибках учатся» справедливо в случае проектирования. Преподаватель не ставит «двоек» за совершённые студентом ошибки и вообще не выражает какого-либо неудовольствия. Более того, поощряется процесс обнаружения студентом собственных ошибок. Студенту предлагается найти ошибку в рассуждении, в планировании, в расчётах, ввести соответствующую поправку. Систематическому обнаружению и тщательному исправлению ошибок на стадии разработок проекта надо специально учить.

5. Одной из задач деятельности преподавателя является пробуждение, развитие, культивирование проектного, т.е. проблемно-поискового, конструктивно-волевого, критического мышления. Необходимо воспитывать в студенте готовность к тому, что для получения ответов на ряд вопросов нужно предварительно что-то специально изучить, изобрести, провести систематическое исследование, а потом построить проектную модель и представить результаты в форме, которая была бы доступна пониманию остальных людей.

Классификация проектов

Классификацию проектов дала Е.С. Полат. Она выделяет проекты:

1. по характеру доминирующей в проекте деятельности:

· исследовательские - подчинены логике исследования и по структуре совпадают с подлинными научными исследованиями;

· творческие – не имеют детально проработанной структуры, которая подчиняется жанру конечного результата.

· игровые, где доминирующий вид деятельности – игра. Связаны с разработкой сюжетно-ролевых игр.

· информационные – сбор информации об объекте и явлении, анализ и обобщение её (структура: цель, методы получения информации, обработка информации, результат (статья, реферат, доклад, презентация).

· практико-ориентированные, для которых характерен чётко обозначенный результат деятельности с самого начала, который ориентирован на интересы самих участников (доклад на основе полученных результатов исследования).

2. по предметно-содержательной области:

а) монопроект (в рамках одной отрасли знаний),

б) межпредметный (на стыке различных областей).

3. по количеству участников:

а) индивидуальный,

б) парный,

в) групповой,

г) коллективный,

д) массовый.

4. по масштабу проектной деятельности:

а) микропроект (творческое задание, курсовая работа);

б) макропроект (педагогический проект, ВКР)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: